Вы пытались ответить на такой вопрос, стоя, например, в Третьяковской галерее? Наш автор Идель Линькова попробовала — результатом стала очередная часть большого спецпроекта «Тайны мозга».
Почему некоторые произведения искусства мы считаем шедеврами, а другие картины, написанные теми же красками, не заслуживают нашего внимания? Или, скажем, простая мелодия трогает до глубины души, а иную сложную музыкальную композицию хочется выключить?
Этими вопросами задавался в 90-х годах прошлого века нейробиолог Семир Зеки, который ввел в обиход термин «нейроэстетика» и считается родоначальником данного направления. Он сформулировал тезис о том, что искусство — результат непостоянства человеческого мозга. Индийский невролог Вилейанура Рамачандран на стыке тысячелетий продолжил изучение этой темы. Исследования ученых выявили связь между принципом работы художника и тем, как его мозг обрабатывает визуальную информацию. К примеру, была определена взаимосвязь между состоянием ментального здоровья творца и его стилем. Но с чем же связано восприятие итогового результата широкой аудиторией? Попробуем разобраться вместе со спикерами.
ИЛЬЯ КАБИОЛЬСКИЙ, нейрофизиолог, аспирант кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
ГОРМОНЫ ВОСХИЩЕНИЯ
Термин «эстетика» отсылает нас к чувственному восприятию явлений. Подавляющую часть информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения и слуха, поэтому в классических исследованиях в области нейроэстетики ученые уделяют внимание именно им. К получению эстетического наслаждения нас подводит ряд различных гормонов-нейромедиаторов. Главный из них — дофамин, поскольку именно он отвечает за предвкушение приятного опыта, любопытство и ощущение удовольствия.
Дофамин задействован в работе структур мозга, ответственных за управление произвольным вниманием, формирование памяти, регуляцию вегетативных реакций (рефлексов). В сумме эти факторы и создают комплексное чувство удовольствия, а также направляют наше поведение на усиление взаимодействия с эстетическим объектом. То есть нам хочется рассматривать понравившийся шедевр искусства или слушать приятную музыкальную композицию снова и снова! Активацию структур мозга, связанных с выделением дофамина, мы наблюдаем, когда человек созерцает важные для него образы, связанные с биологическими потребностями, например натюрморты с едой или изображения любовных сюжетов.
Еще один нейромедиатор удовольствия — пептидный -эндорфин, который увеличивает интенсивность положительных эмоций. Известно, что выраженное повышение уровня дофамина и эндорфина наблюдается при появлении мурашек в момент прослушивании музыки. Отметим также роль норадреналина. Именно под его действием, когда мы слушаем оживленную, бодрую музыку или созерцаем полотна, на которых изображены волнительные для нас события, мы чувствуем подъем сил, активацию всей нервной системы. Норадреналин дополнительно активирует наше внимание, что будет усиливать вовлеченность во взаимодействие с произведением искусства.
ЭМПАТИЯ = ЭВОЛЮЦИЯ
С нейроэстетикой напрямую связана работа зеркальных нейронов. Эти ассоциативные нейроны связывают события, которые мы наблюдаем в окружающем мире, с тем, как эти события ощущались бы нами. Когда человек видит, как кто-то порезался, у него активируется часть поясной коры, которая активировалась бы в случае получения травмы им самим. На основе такого механизма формируется способность к эмпатии, которая играла крайне важную роль для эволюции нашего вида. Некоторые исследователи считают, что зеркальные нейроны как основа для подражания стали важнейшим условием для формирования культуры, то есть передачи знаний и навыков через поколения, обходя более медленную эволюцию генов. И именно они отвечают за львиную долю эмоций, которые способны вызвать у нас, к примеру, картины «Девятый вал» или «Утро стрелецкой казни».
КТО ВИДИТ ЯРЧЕ?
Есть много анекдотов о том, что для мужчины серый — это просто серый, а для женщины — «мокрый асфальт» или «туман над Лондоном». Представители сильной половины человечества вовсе не притворяются, что не видят разницы. Различия зрительного внимания связаны с программирующим действием половых гормонов еще в эмбриональном периоде развития. Кстати, утверждение о том, что дальтонизмом могут страдать только мужчины, — миф. У женщин он тоже встречается, но гораздо реже. Это связано с тем, что многие гены, связанные с данной патологией, находятся на Х‑хромосоме, а так как у мужчин Х‑хромосома одна, такие мутации манифестируются чаще.
ПУТЬ К СЕРДЦУ — КАК ЭТО РАБОТАЕТ
От потока фотонов до глубоких эстетических переживаний — длинный путь. В любой сенсорной системе (в нашем случае особенно важны зрение и слух) есть периферическая часть, которая представлена специальным органом с рецепторами, улавливающими из среды сигналы. Далее следует проводящая часть, состоящая из нервных волокон, по которым сигналы следуют. Волокна разветвляются и попадают в различные структуры головного мозга, где уже происходит обработка поступивших сигналов, выделение параметров полученной информации и создание целостного образа. Визуальный или слуховой образ оценивается, анализируется его смысл и связи этого смысла с предыдущим опытом. Некоторые образы, например человеческие эмоции, мозг способен узнавать врожденно. И если художественный образ дает нам новую информацию, то в результате мы получаем удовольствие от созерцания или прослушивания.
ЕВГЕНИЯ АЛЬШАНСКАЯ, ученый, когнитивные нейронауки ВШЭ, главный эксперт по прикладной нейроэстетике для бизнеса и архитектуры с научной степенью в области искусства и дизайна, основатель курса «Нейроэстетика» в Британской Высшей школе дизайна
ДАР ПРЕДКОВ
Искусство не только радует глаз и добавляет жизненных сил в настоящем моменте, оно еще играет ключевую роль в обучении, общении, эмоциональном развитии и сохранении культурного наследия через века.
Исследования ранних видов искусства периода от 290 до 60 тысяч лет до н. э. выявили разнообразие форм творчества по всему миру. Это и петроглифы в кварцитовых пещерах Индии, и Венера из Берехат-Рама на территории между Сирией и Израилем, и Венера из Тан-Тана в Марокко, и древние крестообразные линии на страусином яйце в Южной Африке. Первые произведения искусства чаще всего представляли собой графические линии, лица и фигуры людей и животных. Такой рисунок мог служить учебным пособием для охоты, ритуальным предметом или способом почитания памяти предков. Сегодня ученые знают, что подобная живопись активировала мозг через первичную зрительную кору, возбуждала эмоции и память.
С ДЕТСТВА К ПРЕКРАСНОМУ
Богатое разнообразие сенсорного окружения ребенка хорошо влияет на созревание нервной системы. Пусть в первые годы жизни малыш может не понимать смысла произведений искусства, но при регулярном чтении сказок, знакомстве с классической музыкой и живописью «с пеленок» этот опыт станет полезной основой для дальнейшего развития.
1. Пример использования цветовых контрастов для привлечения внимания — полотна Марка Ротко. Его работы рекомендуется рассматривать вживую, поскольку он мастерски использует множество тонких слоев краски, позволяющих зрителю испытать радость: наш глаз способен различать до 10 миллионов оттенков, и Ротко активизирует эту уникальную способность.
2. Картины Питера Брейгеля-старшего отличаются использованием разных оттенков одного цвета, что также вызывает у зрителя ощущение радости. А вот работы его последователей, использующих один и тот же оттенок без нюансов, уже нет.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Во все времена люди зависели от социального интеллекта, то есть были «сильны в команде». Сегодня искусство так же взаимодействует с подсознанием, управляющим нашей памятью через эмоции, и активно влияет на социальные связи и мироощущение. Исследования показывают, что время, проведенное перед картиной в музее, значительно увеличивается присутствии группы или экскурсовода, а также если данное полотно было отмечено экспертами как очень значимое. Вспомним, что шедевры классики, к которым выстраивается очередь на сегодняшних выставках, зачастую вызывали шквал критики у современников — в тот момент их значимость еще не была оценена социумом.
Искусство несет в себе не только эстетическую и развлекательную функции, но и играет важную социальную и экономическую роль. К примеру: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи обрела популярность только после ее кражи из Лувра в 1911 году, когда снимок картины был опубликован во всех парижских газетах. А теперь это полотно — один из экономических активов Франции. Хорошая иллюстрация того, как общественное внимание может влиять на восприятие и ценность искусства.
Отличный пример такой коллективной избирательности — коллекция Сергея Щукина, в которой только те произведения, что продолжали привлекать его внимание годами, а потом и общественностью признавались шедеврами.
ЧТО НАС ПРИВЛЕКАЕТ?
Восприятие искусства человеком — сложный процесс, определяемый множеством факторов. На привлекательность картины влияют не только индивидуальные предпочтения зрителя, но и биологические особенности его визуального восприятия. Наш мозг обрабатывает визуальную информацию по определенным законам, и первым делом мы обращаем внимание на самые контрастные элементы произведения. Если контрастных элементов на полотне нет, наше внимание переключается на цвета и их яркость. Произведение искусства становится значимым, только если способно вызывать яркие эмоции — причем как положительные, так и отрицательные.
Современное искусство в музеях и галереях должно завладеть вниманием довольно искушенной аудитории и часто стремится вызвать самые противоречивые реакции: от восхищения до шока, недоумения. Этим художник обеспечивает интерес и, как следствие, посещаемость выставок.
О ВКУСАХ ПОСПОРИМ!
Привлекательность картины для человека зависит не только от его личного вкуса. Важную роль играют сочетания цвета, света и формы, а также умение художника использовать эти элементы для создания контраста и глубины, захватывающих внимание и вызывающих эмоциональную реакцию. Гении изобразительного искусства интуитивно понимали, как управлять вниманием зрителя, что и делает их работы впечатляющими даже спустя века.
Наглядный пример того, как вкусы меняются со временем: произведения Боттичелли, в отличие от нетленных работ Леонардо да Винчи или Фра Анджелико, были практически позабыты вплоть до XIX века, когда прерафаэлиты вновь вознесли его имя на пьедестал. Это доказывает, что вкусы и предпочтения в искусстве могут радикально меняться с течением времени и под влиянием общества. Отметим, что Боттичелли, подобно другим художникам своего времени, черпал вдохновение из живописи Древнего Рима, но при этом вносил в свое искусство нечто новое. Такой процесс инновации является основой креативности.
Пугающие работы Иеронима Босха, получившего признание еще при жизни, всегда вызывали у зрителей любопытство и интерес. Ему покровительствовал дом Габсбургов в лице Филиппа Красивого, правителя Нидерландов и короля Кастилии. Заказы от знатных персон не только обеспечивали художнику финансовую стабильность и социальное признание, но и позволяли реализовывать самые смелые и инновационные идеи. Влиятельные заказчики, ценившие его уникальный стиль, способствовали распространению его произведений среди широкой аудитории через копиистов, укрепляя репутацию Босха как одного из самых оригинальных и влиятельных художников своего времени. Это говорит о том, что удивление, парадокс и возможность глубокого погружения в произведение вызывают у нас восторг.
И ЗДЕСЬ СТАНДАРТЫ?
Исследования так называемого стандарта красоты — золотого сечения — показали, что хотя оно и играет важную роль в восприятии произведения искусства, но его универсальность ограничена. Наиболее эффективен метод золотого сечения в скульптуре, малых архитектурных формах и композициях, где оно помогает упростить восприятие.
В живописи восприятие красоты было сопряжено также с признаками здоровья: румяное лицо, блестящие глаза или крепкое тело привлекали внимание. Кроме того, в академическом искусстве до сих пор актуальны стандарты древнегреческого и римского искусства, которые традиционно считались эталонами красоты.
Культурные факторы и личный опыт также играют значительную роль в формировании представлений о прекрасном. Со временем вкусы могут меняться, и то, что уже привычно, мы часто считаем более красивым.
ТЫ МОЙ КОТИК
Эмоциональный отклик на изображения детей и милых животных заложен в биологических и психологических особенностях человека — вот почему многим так нравится разглядывать картинки с котиками. Научные исследования и эксперименты подтверждают, что физические характеристики, такие как пушистость, округлость, большие глаза, ассоциируются у нас с юностью и беззащитностью, а значит, активируют одну из базовых потребностей — в заботе и проявлении заботы. Один из ярких примеров — эксперимент с обезьянами, в ходе которого детеныши предпочитали пушистую искусственную «мать» без еды металлической «маме» с едой. Этот выбор подчеркивает важность прикосновения и тепла для чувства безопасности и комфорта.
ОПЫТ НОВИЗНЫ
На протяжении жизни многие из нас сталкиваются с рутиной и однообразием, так что стремление к новизне не только как средство развлечения, но и как важный фактор выживания (не заметил и не отреагировал —погиб), а значит для поддержания эмоционального и физического здоровья. Потребность в поиске чего-то нового — фундамент человеческой природы, играющий ключевую роль в обеспечении долголетия, активности и благополучия. Эта потребность заставляет нас искать новые впечатления, будь то посещение новой выставки или путешествие в неизведанные места. Познание мира в комфортных условиях (к примеру, созерцание огромных волн на полотне в музее, а не наяву) — источник ярких эмоций и так называемого «хорошего стресса».
Катехоламиновая система (а именно норадреналин и адреналин) играют важную роль в управлении активностью нашего тела. Эта система требует «баловства» в виде физического движения, свежих впечатлений и постоянного обновления окружающего мира. Известно, что здоровые люди эффективнее справляются с нагрузкой и обладают хорошей способностью к переключению внимания, что помогает повысить уровень оптимизма. Таким образом, новизна служит оптимальной подпиткой для мозга, поддерживая его активность и здоровье.
ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Однозначного рецепта, который гарантировал бы успех произведения, к сожалению, не существует. Искусство находится в постоянном движении, и его развитие часто связано с поиском новизны и переосмыслением стандартов.
Как только устанавливается некий образец шедевра, возникает новое направление, которое стремится преодолеть границы, привнося в творчество элементы свежести и инновации. Этот процесс непрерывен и является частью эволюции искусства.
МАРИЯ КВАРТАЛЬНОВА, практикующий психолог, гештальт- терапевт, перинатальный психолог, джазовая певица
ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Арт-терапия — формат терапии, использующий художественные средства в качестве способа коммуникации. Искусство всегда серьезно влияло на личность человека. Например, литература или кино способствуют формированию достаточно устойчивых, но не всегда конструктивных убеждений. С помощью рассказанных и прожитых историй можно решить некоторые психологические проблемы. Есть даже отдельное направление — нарративная психология, которая этим занимается. Кроме того, искусство может быть средством как самовыражения, так и самопознания. Творчество помогает развить эмпатию, воображение, креативность, эмоциональный интеллект.
Есть целый спектр арт-терапевтических техник, позволяющих работать с психологическими проблемами: депрессиями, конфликтами, стрессами, психотравмами, фобиями.
СЕТ-ЛИСТ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАСТРОЕНИЯ ОТ МАРИИ КВАРТАЛЬНОВОЙ
• Роза Рымбаева — «Любовь настала»
• Алина Ростоцкая — «Колыбельная для Агафьи»
• Анна Бутурлина —«Зеркало» (муз. Ю. Саульского)
• Павел Фахртдинов — «Просто играй свое сердце»
• John Paul Young — Love is in the air
• Ray Charles — Georgia on my mind
Антистресс
— Чтобы успокоиться, отправляйтесь на выставку… с самыми длинными коридорами! Ходьба хорошо расслабляет, поэтому такие прогулки могут быть идеальным вариантом для стабилизации эмоций. Дайте себе задание: например, найти всех кошек на картинах в музее. Это поможет переключиться.
ПРОТИВ СТРЕССА И ДЕМЕНЦИИ
Исследования показали, что арт-терапия помогает замедлить ухудшение когнитивных функций. Также искусство может быть средством профилактики деменции. Музыка многим помогает пережить непростые моменты. Например, в процессе родов улучшить состояние помогает пение: пропевание схваток буквально снижает боль. Раньше на Руси было целое направление народного ритуального пения — существовали песни для каждой жизненной ситуации.
СМОТРЕТЬ ИЛИ ТВОРИТЬ?
В современном мире у многих людей нарушен информационный баланс «поглощения» и «выделения». Некоторые потребляют избыточное количество информации, но при этом у них наблюдается нехватка важного процесса выделения, который мог бы свершиться, например, через акт творчества. В таком случае человеку полезно внедрять в жизнь творческие хобби. Наибольший терапевтический эффект среди практик «поглощения» производит осознанное или активное созерцание. Когда при просмотре картины или прослушивании музыки человек анализирует, какие мысли и эмоции вызывает у него то или иное произведение.
Илья Кабиольский:
— Терапевтические эффекты искусства выявились в целом ряде исследований. Например, разные формы арт-терапии улучшали состояние пациентов после инсульта, улучшали когнитивные Изучение историй параметры у пациентов с деменцией, помогали людям с ОКР. Взаимодействие с произведениями искусства и вовлечение в творческий процесс активирует множество структур головного мозга, что позволяет увеличить нейрональную пластичность.
Евгения Альшанская:
— Изучение историй долгожителей показывает, что долголетие порой связано с наличием увлечений, в том числе в области искусства, науки и музыки. Интересные занятия, открытия и постоянный поиск добавляют жизни наполненности и могут способствовать долголетию. Создание или коллекционирование предметов искусства, даже если это недорогие произведения, приносят радость и удовлетворение, становясь источником красоты в нашей жизни.