В обществе много обсуждают, как привить детям любовь к учебе и творчеству, чтобы не вырастить героев сериала «Слово пацана». И гораздо меньше говорят о том, как воспитывать вундеркинда. Как вести себя родителям, если ребенок в два года самостоятельно выучился читать и считать? А в три — говорить и читать на английском? Мы поговорили с Ольгой Арчаковой, мамой двух вундеркиндов.
Ее старший сын Андрей Арчаков в 13 лет снял свой дебютный фильм «Екатерина II. Закат Великой», получивший несколько наград на кинофестивалях. Сейчас ему 18, и его второй короткометражный фильм «Первая на русском троне» про царевну Софью – сестру Петра I – уже стал финалистом Международного фестиваля «Антарес» в Сочи и взяла Гран При и приз за Лучшую женскую роль на фестивале «Зилант» в Казани, и также как первый фильм, успешно продаётся на всех крупных онлайн платформах.
Младшая дочь Лада Арчакова в свои десять – едет на Международный конкурс дубляжа в Пекин, чтобы озвучивать на китайском популярные мультфильмы. Она знает в совершенстве три языка– английский, китайский и японский.
Ольга Арчакова рассказала журналу «Современное здоровье» о том, как раскрыть в детях все заложенные в них таланты и помочь им поверить в то, что нет недостижимой мечты.
Мы с мужем из Ростова-на-Дону, там родились, учились, познакомились и там же родился Андрей. Муж работал журналистом, я – рекрутером. В 2010 году мы переехали в Москву, потому что хотелось развивать карьеру и дать сыну возможность заниматься тем, что он хочет, без ограничений. Очень многое зависит от поддержки родителей – все лучшее должно быть заложено в детстве. В Москве мои представления о том, как можно реализовывать свои мечты сильно расширились. Сейчас мы с мужем уже несколько лет занимаемся шахматной школой и летним шахматным лагерем. И стараемся максимально уделять внимания своим детям – таланты надо обслуживать.
История Андрея, 18 лет
Андрей рано стал делать успехи в творчестве, но именно в школьных предметах ему всегда было трудно и не интересно. Он с трудом учился по математике, географии, биологии… Поскольку с раннего детства Андрей начал проявлять способности к рисованию, мы отдали его в художественную школу № 1955, в которой он учился с 1 по 11 класс – за время учебы у него было 12 побед в художественных олимпиадах. Потом у него началась карьера актёра дубляжа, выступление на ТВ (передача «Синяя Птица» на канале Россия 1), в школе была страшная травля со стороны одноклассников, а ещё и времени стало не хватать – с 7 класса он стал работать в дубляже по 2-3 дня в неделю. Поэтому учиться в школе продолжил, но уже без больших успехов по ИЗО, рисовать стало некогда. Эту же школу Андрей и закончил на днях.
Но навыки художника у него очень хорошие, и он их активно использует в своей режиссерской работе – рисует раскадровки, костюмы, декорации, он хорошо разбирается в цвете и сам делает цветокоррекцию уже на этапе монтажа.
Из школьных предметов ему всегда нравилась история, это увлечение он воплощает в своих фильмах. Но в общем, Андрей не школьный ребенок.
Это стереотип для ленивых родителей, которые так оправдывают свое бездействие и то, что они не захотели или не смогли вовремя поддержать ребенка в его увлечениях.
Единственная ситуация, когда ранний успех может привести к разочарованиям во взрослой жизни, если этот успех достался случайно, а не упорством и работой над собой. Например, ребенок-актер, который просто попал в типаж. Он поймал звезду, она досталась ему просто так и горела недолго. Но это не про моих детей, им все доставалось огромным трудом. Лада четыре года занимается вокалом и только в этом году стала получать первые места на вокальных конкурсах, до этого она выступала, но занимала только 2-3 места, она расстраивалась, но была еще не готова. А теперь, благодаря труду и большому количеству репетиций, она вышла на тот высокий уровень, когда получает места, которые хочет. Тоже самое у Андрея – ничего ему не давалось без труда и самодисциплины (обязательные дополнения к большому таланту). Поэтому какие-то сложности с адаптацией во взрослой жизни им не грозят.
Слава и известность – это как награда. Хорошо, когда человек, приложив много усилий, получает эту награду. Это помогает двигаться вперед. И все равно талантливый человек все время ставит перед собой новые задачи, ему всегда есть куда двигаться. Андрей постоянно недоволен своими фильмами и постоянно стремится вперед.
Не надо избегать разочарований – это путь каждого человека, который растет над собой. Он всегда будет то окрылен своими успехами, то разочарован неудачей, когда не удалось получить тот успех, на который он рассчитывал. Это естественный процесс – как весна сменяет зиму, потом лето и осень. Взлеты и падения это нормально для любого человека, не только творческого, который ставит цели.
Какое-то время он ездил со своим дебютным фильмом «Екатерина II. Закат Великой» по фестивалям, сделал широкий прокат, разместил в онлайн кинотеатрах, сейчас его можно смотреть и комментировать. И занялся следующим фильмом, посвященным царевне Софье – сестре Петра I, интересная была личность, он как и в предыдущий раз сам написал сценарий.
Фильм Андрея отметили на Фестивале «Мечта», организованном Киношколой Александра Митты и дали грант на бесплатное обучение, он отучился положенные 3 месяца и надо было делать дипломный проект. А у него как раз был готов сценарий фильма про царевну Софью и он занялся поиском спонсоров и команды, сам организовал съемки и снял прекрасный короткометражный фильм. Его короткометражка «Первая на русском троне» имеет успех, на фестивалях – фильм получил несколько призов в том числе за лучшую женскую роль и за режиссуру. На данный момент он вышел в финал Международного кинофестиваля «Антарес» в Сочи. Его фильм обсуждался среди трех лучших в жанре короткого метра. Там же, на красной дорожке, он встретил свое 18-летие. Это лучший подарок для режиссера!
Да, этим летом Андрей занят поступлением во ВГИК, в мастерскую к Владимиру Хотиненко, он успешно прошел несколько этапов, осталось один или два тура. Как только поступит, продолжит поиски инвестиций уже на полнометражный фильм про царевну Софью – у него готов сценарий и есть полностью разработанный проект – посчитана смета, частично подобрана команда и декорация.
Андрей полностью идет от творческой составляющей, он не думает о зрительском успехе – не подстраивается под рынок, актеров, зрителей. У него внутри зреет идея, он ей всецело захвачен, ее воплощает, и тогда уже все равно, сколько тебе лет, ты просто уверен, что ты должен это сделать. К нему приходят люди, которые изначально знают, что фильм снимает юный режиссер. У киношников есть негласный авторитет режиссера, если ты пришел сниматься, то режиссер на площадке главный. Всех подкупает огромная убежденность Андрея в своей миссии, в том, что он именно этот сюжет должен воплотить.
Формально, может быть, это так, но всегда были исключения – выдающиеся люди, которые нарушали правила и стандарты. Были поэты, которые говорили, что просто слышат эти стихи, как будто им кто-то диктует, гениальные музыканты, такие как Моцарт, который в 4 года давал концерты и говорил, что слышит музыку от Бога и просто ее передает. А Владимир Высоцкий гениально писал про романтику альпинизма, не будучи альпинистом. Природа таланта – это что-то из ряда вон выходящее.
В 13 лет Андрей снял действительно интересное и глубокое кино, известные актеры на просмотре фильма говорили: «Как это возможно в подростковом возрасте так глубоко понять чувства женщины на склоне лет, да еще и императрицы? И так тонко и подлинно это изобразить!». Взрослые, знаменитые актрисы признавались, что когда они смотрели фильм, буквально сами прожили эти чувства. Но он как-то это сделал!
Мы не все знаем о человеческом мозге, о природе таланта. Мы не знаем, как анализирует информацию парадоксальный мозг, не типичный. Известная художница Надя Рушева рисовала без черновиков и стирательных резинок, рисовала гениально и говорила, что она видит рисунок, проступающий на бумаге и просто обводит его. Андрей не обводит, он вынашивает все идеи в себе и тщательно продумывает каждый кадр. А как ему удается показать то, что не могло быть в его жизни, это загадка из разряда природы таланта.
Прежде всего, о переосмыслении и анализе своей жизни на ее исходе. Вторая линия– это материнские переживания – об отношениях с сыном, которые не сложились, и Екатерина мучается чувством вины как мать, но также она императрица и должна думать о будущем страны, и как императрица не может доверить сыну управление страной. И эти чувства – материнская любовь и ответственность за страну в ней борются и приводят к определенным решениям. Еще, конечно, о любви. Там очень красиво показана любовная линия.
Что касается фильма о царевне Софье там еще интереснее, он снимал его более зрелым, лучше Андрей сам расскажет зрителям на премьере, пока рано говорить.
В 2 года мы подарили Ладе развивающий планшет с буквами, на них нажимаешь и он называет буквы вслух. И она нажимала на кнопочки, я к ней не лезла, было много забот с Андреем, его художественной школой. Мы растим детей без бабушек, все сами. В общем, она с этим планшетом развлекалась, и однажды – в 2 года 3 месяца приходит ко мне и называет все буквы. Я показала ей книгу – и оказалось, что она все буквы уже знает. В 2 года и 6 месяцев она стала читать (Андрей начал читать только в 6 лет.) Точно также она блестяще считала, складывала и вычитала, в 4 года она сама додумалась до отрицательных чисел (!).
Английский она начала учить в 3 года, взяла у брата учебник за 5 класс. И стала сама учить этот учебник. Она быстро и легко научилась читать по-английски. Лада обожала учиться! В 3 года мы уже занимались с ней чтением, математикой и английским.
Сначала она ходила в обычный садик, но преподаватели не поддерживали ее увлечений. И я стала искать для нее билингвальный садик, случайно увидела объявление об открытии детского сада Discovery, где педагоги общаются с детьми на английском. Мне хватало финансовых возможностей только на два дня в неделю. Но через два года – она ходила туда уже пять дней в неделю. В этом садике она в совершенстве выучила английский.
Первый и второй класс Лада училась очно, но потом решили попробовать заочное обучение и пройти сразу 3 и 4 класс. С ее способностями это оказалось несложно, и сейчас в 10 лет она учится в 6 классе.
Ее общение со сверстниками — это вокальный коллектив, где она поет 5-6 раз в неделю, они ставят спектакли, постоянно вместе репетируют, проводят прогоны для зрителей и съемки на камеру. Дети все объединены общим делом и поэтому они друг другу ближе и интереснее, чем ученики, которые просто оказались в одном классе обычной школы. Так что никакого дефицита общения я у нее не наблюдаю.
Сейчас она поддерживает английский язык – два раза в неделю занимается с репетитором. Английский у нее как родной. Два года назад она впервые посмотрела мультфильмы Миядзаки и сказала, что будет учить японский. У нас правило такое – что хочет ребенок, то мы и помогаем осуществить. Когда что-то делается с любовью, этим навыкам применение найдется. Лада увлеченно учит японский с репетитором. А 9 месяцев назад она выразила желание учить еще и китайский, сама нашла бесплатные групповые занятия онлайн и начала заниматься. Но уже просит найти ей репетитора посерьезнее. Особенно после победы в Международном конкурсе дубляжа, организованном Посольством КНР в России. Когда они увидели ее выступление, сразу пригласили Ладу в Пекин на финал. Кроме этого она еще и корейским языком заинтересовалась, пока учит его только на онлайн-курсах.
Певицей ее вижу, она потрясающе музыкальна, и еще она может быть телеведущей. У нее есть способность к импровизации, экспромту, она умеет шутить и быстро реагировать на ситуацию. Может быть, она станет дипломатом благодаря своей способности к языкам и интеллектуальной находчивости. А вдруг Лада Арчакова будет тем дипломатом, который помирит Японию с Китаем, Россию с Японией, пользуясь своим знанием языков, интеллектом и обаянием.
У нас двое детей, которых многие называли вундеркиндами. Мы сами никогда не думали об этом, никаких методик раннего развития не применяли, нам было не до того – мы просто следовали за ребенком – какие интересы он демонстрировал, то мы ему и давали. Лада рано показала музыкальный слух – в 1,5 года, мы поняли, что ей нравится петь и помогли ей в этом. Что им нравится, в том мы и помогаем.
Каждый ребенок – вундеркинд, но каждый в чем-то своем. Чтобы понять, в чем он талантлив, не надо заставлять его заниматься тем, что ты хочешь, а искать его собственные таланты, присматриваться, прислушиваться, и как только заметил росток – помочь ему расцвести.
От гениального художника не надо требовать быть математиком – художника сломаешь, а в математика его все равно не превратишь. Каждый ребенок будет талантливым, если будет заниматься своим делом.
В характере Лады я развиваю уверенность в себе. Если она говорит «Ой, я этот отрывок не смогу выучить!». Я говорю, конечно, ты сможешь. Сейчас для подготовки к полуфиналу ей надо выучить десять отрывков – из десяти мультфильмов на китайском языке. Если для первого этапа нужно было выбрать один отрывок, то на суперфинале могут дать любой, поэтому учить надо все.
Второй момент – не спугнуть ее темперамент, не задавить эту жажду знаний и действий. Нельзя отбивать желание заниматься этим и еще этим и еще чем-то другим. Иначе потом родители жалуются, что ребенок ничего не хочет, а только сидит в компьютерных играх. А со скольки лет он ничего не хочет? Может быть, в 5 лет он хотел все, но ему сказали, что это глупости, папа сказал пойдешь в математическую школу, значит, так надо. Может быть, вы сами задавили в ребенке эту природную любознательность? Не удивительно, что в 15 лет он уже ничего не хочет.
Андрею его известность принесла сложности – был период, когда его травили одноклассники, и учителя были не в силах это контролировать, как ни старались. Ровесники редко понимают того, кто сделал что-то значительное.
Однажды одноклассники его «похоронили» – нарисовали могилку на мольберте и устроили шоу – с отпеванием. Учителя делали все, что могли, но за всем же не уследишь. А у Лады наоборот в вокальном коллективе много друзей, и одноклассники к ней хорошо относятся.
От мамы требуется верить в своего ребенка, всегда его подбадривать, за достижения, даже небольшие, обязательно хвалить. Успех заразителен – сначала он принес 5 место, потом принесет 3 место, а потом и первое.
Мотивировать своих детей – это значит верить, что они все смогут, они умные, Если сегодня второе место, то надо поработать, поучиться и тогда получится занять первое место. Вот что такое поддержка.
Здоровые привычки прививать бесполезно – как ни воспитывай ребенка, он будет похож на тебя. Лучший способ привить ребенку здоровый образ жизни – самим его вести. В какой среде ребенок растет, то он и считает нормальным, впитывает в себя как губка. Для меня здоровый образ жизни – это прежде всего психологический климат в семье. Когда в семье уважают интересы и потребности каждого, готовы выслушать, и человек знает, что может поделиться своими соображениями и чувствами и получить поддержку.
Семейных ритуалов у нас нет, но мы негласно стараемся везде бывать вместе – ездим на фестивали, где фильмы Андрея прокатываются. Если свободны – ездим на конкурсы Лады и ее поддерживаем. Мы всегда вместе отдыхаем. Я не понимаю отдыха без семьи. Для нас очевидно, что нам хорошо всем вместе вчетвером.
Переживать трудности помогает высокий темп жизни — тогда некогда застревать в трудностях. Бесполезно сокрушаться о неудачах – надо двигаться дальше. Сама жизнь не дает возможности (и права) унывать – все время появляется много новых возможностей, их стараешься не упустить и идешь в это время некогда думать о неудачах.
Конечно, успехи детей меня очень вдохновляют и я понимаю, что не напрасно прожила жизнь, Возможно, моя миссия – помочь вырастить таких ярких личностей. Я мечтаю о том, чтобы они реализовали свои таланты и достигли успехов в том, в чем они сами хотят. Недавно сын сказал, что они могут положить начало знаменитой творческой династии. Я хочу, чтобы они были счастливы, это для меня главное.
Интервью: Полина Виноградова