Разговаривайте, работайте со своими страхами, обсуждайте, будь...

Разговаривайте, работайте со своими страхами, обсуждайте, будьте рядом

Как вовремя распознать школьную тревожность и помочь с ней справиться – спросили у подросткового психолога

Фото: "Современное здоровье"

Школьная жизнь – один из важных и сложных периодов в жизни ребенка. Дети сталкиваются с новыми учебными требованиями, социальным давлением и эмоциональными вызовами. Поэтому многие школьники испытывают школьную тревожность. Как помочь школьникам ее предупредить и справиться, если она уже появилась, рассказывает Кира Гольдштейн, психолог «Онлайн-школы №1». 

Что такое школьная тревожность? 

Школьная тревожность – состояние сильного страха и беспокойства, которое может охватить ребенка в школьной обстановке. Она может проявляться в разных формах, включая физические симптомы: головная боль, боль в животе, тошнота, а также эмоциональные симптомы, например, раздражительность, плохое настроение, капризность.

Тревожность может быть вызвана такими факторами, как учебная перегрузка, неспособность справиться со множеством дел, неадекватные ожидания родителей, неблагоприятное отношение с педагогами и буллинг.

Признаки школьной тревожности

Осознание присутствия школьной тревожности у вашего ребенка – первый шаг к помощи. 

1. Физические симптомы. Ребенок часто жалуется на боли в животе, головную боль или насморк без каких-либо явных причин.

2. Изоляция. Школьник стал избегать общения со сверстниками или участия в школьных мероприятиях.

3. Проблемы с учебой. Ребенок стал испытывать трудности с учебой, получать плохие оценки или его академические успехи ухудшились.

4. Изменение поведения. Ребенок стал более раздражительным, агрессивным или депрессивным, а также показывать признаки неправильной социальной адаптации.

Как справиться со школьной тревожностью?

1. Установите доверительные отношения. Важно, чтобы ребенок знал, что он может обращаться к вам за поддержкой и пониманием. Создайте открытую и доброжелательную обстановку для обсуждения его эмоций и тревог.

2. Помогите распознать эмоции. Учите своего ребенка распознавать и называть свои эмоции. Это поможет ему лучше понимать, что делает его тревожным, и найти способы справиться с этим.

3. Разработайте стратегии расслабления. Научите ребенка различным техникам расслабления, таким как глубокое дыхание, медитация или йога. Эти стратегии помогут ему успокоиться в моменты тревоги.

4. Сотрудничайте с учителями. Свяжитесь с учителями своего ребенка и обсудите его проблему максимально деликатно. Они могут предложить дополнительную поддержку и стратегии для его успеха в классе.

5. Поддерживайте здоровый образ жизни. Помните, что физическое благополучие имеет большое значение для психического здоровья. Питание, сон и регулярная физическая активность могут помочь справиться с тревожностью.

Не стесняйтесь обратиться за помощью к лицензированному психологу или психотерапевту, если школьная тревожность вашего ребенка продолжает ухудшаться или вызывать значительные проблемы. Профессионалы могут предложить индивидуальные стратегии и сопровождение, чтобы помочь вашему ребенку обрести комфорт в школьной среде и справиться с тревогой. 

Насколько возросла школьная тревожность в последнее время? Мы читаем новости об эвакуации учебных заведений, торговых центров? Как в этом случае помочь детям не паниковать и уменьшить их страх?

Нельзя сказать, что тревожность именно возросла. Нас всегда окружали тревожные родители. Такие родители всегда доносят/доносили до своих детей то, чего следует бояться, опасаться, с кем общаться или с кем дружить в категоричной форме.

Да, несомненно, тревожные события случаются. И даже если с нами, взрослыми, ничего не происходит в этот момент, мы все-равно переживаем за других. Мы проживаем эти моменты и у каждого они происходят по-разному. А дети нас считывают. И для того, чтобы у ребенка было понимание того, что происходит с самым родным его человеком – с ним нужно об этом говорить. Почему взрослые расстроены, почему взрослые чаще читают новости, почему между собой обсуждают постоянно одно и то же. 

Если в семье принято оберегать ребенка от каких-либо трагедий, нужно понимать, что вы оставляете ребенка один на один со своими мыслями. Родители транслируют: «Это страшно. Тебе незачем это знать». Какие выводы сделает ребенок? «Там действительно страшно, значит я не должен расстраивать своими расспросами родителей». А что? Как? Он не понимает, не успокаивается, не получает поддержку и объяснения, что делать, на что рассчитывать, чего ждать? А в дополнение, одноклассники, которые владея какой-либо информацией, ему рассказывают свою версию. И вместо того, чтобы оградить ребенка и успокоить, мы получаем обратный эффект: «что-то ужасное происходит или будет еще хуже».

Опасности вокруг нас, да, они есть. Мы же рассказываем с самого маленького возраста нашим детям, что не надо разговаривать с незнакомыми людьми, нужно переходить дорогу на зеленый свет, нужно аккуратно обращаться с ножницами. Мы этому всему учим. Так почему же о других вещах мы иногда считаем, что лучше промолчать?

Разговаривайте, работайте со своими страхами, обсуждайте, будьте рядом, чтобы дети получали поддержку и информацию в семье.