Надо стать вовлеченными в жизнь своих детей

Надо стать вовлеченными в жизнь своих детей

Поговорили с психиатром о том, как предотвратить агрессивное поведение у подростков

"Современное здоровье"

После очередного шутинга в школе предпринимаются попытки придумать какие-то новые законы, ужесточить меры безопасности, что-то запретить, найти ответственных. К сожалению, уберечь своих детей от последствий неконтролируемой агрессии подростков, мы не можем, но в наших силах их предотвратить. 

Что могут сделать родители и учителя, чтобы переходный возраст их детей не закончился трагически, журналу “Современное здоровье” рассказал психиатр, врач-нарколог Василий Александрович Шуров

Василий Александрович, какие факторы влияют на появление у подростков неконтролируемой агрессии? 

Таких факторов множество. В подростковом возрасте кора головного мозга, отвечающая за торможение агрессии еще не созрела (она дозревает к 20 годам), и подкорковые структуры, отвечающие за ее проявление и резкий гормональный рост (тестостерон  —  главный гормон агрессии), делают подростков неуравновешенными. В этом возрасте запускается реакция сепарации – это естественный природный механизм, когда подросток отделяется от семьи, авторитет родителей падает. Часто возникает желание кому-то подражать и принадлежать к какому-то сообществу – это и фанатский мир, и неформальные группы подростков, объединенные употреблением, хулиганством, да чем угодно. 

А школа по-прежнему оказывает образовательные услуги, но не участвовать в формировании личности. И, конечно, огромное значение имеет климат в семье —  очень много родителей из 90-х не понимают, как воспитывать детей, сами довольно агрессивные, многие пьют.

Переходный возраст действительно самый опасный? Какие его временные рамки?

Да, потому что в этом возрасте формируется личность, и подросток подвержен влиянию со стороны  —  легко может примкнуть к криминальным сообществам, выбрать неправильную дорогу, многие вредные привычки и паттерны поведения закладываются именно в переходном возрасте  —  если их не корректировать, в том числе усилиями школы и родителей, мы видим, плачевный результат.

Сейчас, к сожалению, подростковый возраст сильно помолодел. В среднем дети могут начать употреблять уже в 12-13 лет. Также мы видим, какое количество зацеперов, руферов, различных криминальных действий среди подростков именно этого возраста, когда дети не прогнозируют последствия своих действий, не умеют себя контролировать, объединяются в группы —   и мы, опять же, видим то, что мы видим.

Можно ли сравнить группировки 80-90-х с современными сообществами в соцсетях, в которых часто много агрессии, даже если отсутствует прямой призыв. И в чем принципиальная разница? 

Группировки из 80–90-х — это, все-таки, организованная преступность: уголовники, бывшие спортсмены действовали на фоне обрушившегося государства, когда упал контроль. Сейчас государство восстановилось, такого беспредела нет, поэтому на него можно только в фильмах посмотреть. Хотя на фоне большого потока криминальных сериалов, треш-тиктокеров в Интернете, мы видим, что градус жестокости среди детей возрос, но это, скорее, единичные действия, чем организованная преступная группа.

Я помню свою школу начала 2000-х, которые считаются спокойным «временем стабильности», но у нас в школе была агрессивная среда - забивали стрелки, подкарауливали у подъезда, травили тех, кто беднее и слабее. Как можно сделать школу местом, в котором дети чувствуют себя хорошо? 

Школа начала 2000-х это еще отголоски из 90-х. Страна была в процессе становления, действительно мы помним, какой треш тогда творился в школе и неуправляемость среди учеников. Сейчас этого, слава Богу, нет, и в школах порядок. Положительно сказались и возможности соцсетей —  благодаря телеграм-каналам и СМИ любое ЧП сразу же всплывает и вызывает моментальную обратную реакцию  —  включаются Следственный комитет, прокуратура. В этом я вижу большой плюс соцсетей.

Вы верите, что родители могут не заметить, что с их ребенком что-то не так?

Конечно, когда они заняты зарабатыванием денег, собой, пребыванием в социальных сетях, а дети воспитываются по остаточному принципу. Отсюда мы получаем большое количество случаев, когда ловят ребенка на употреблении, и он признается, что употребляет уже несколько лет и деньги ворует, и с красными глазами ходит, и много чего делает, а родители все эти сигналы игнорируют —  заняты своей жизнью. 

Перечислите признаки должны насторожить родителей? Что выдает в подростках потенциального убийцу или желание совершить суицид? 

Это, как правило, подросток с антисоциальным расстройством личности, циничный, ставящий себя выше морали, агрессивный, проявляющий жестокость. В начале это может быть в отношении животных или более слабых детей, иногда издевается над своими родственниками — хамит, огрызается, даже на взрослого может кинуться. 

С суицидами труднее  —  если ребенок занимается самоповреждением, сидит на суицидальных пабликах, обсуждает эту тему, слушает соответствующие песни, задает вопросы, дарит другим свои игрушки, потому что ему больше не понадобятся. Но многие дети эти маневры делают скрытно, и родители видят только результат. Надо быть очень включенным в жизнь своих детей, чтобы это не прозевать.

Какие существуют методы контролировать негативные эмоции — гнев, обиду, ярость, в детском возрасте? Как в этом могут помочь родители? 

Обида — это способ манипулирования, к которому человек прибегает, подавляя гнев и ярость. Всегда следует разделять контекст  —  уместно ли проявление негативных эмоций? Если твои жизненные интересы ущемлены или надо кого-то защитить, ничего страшного нет в том, чтобы показать свой гнев, но не причиняя вреда. Но если гнев возникает без видимой причины, на маленькие раздражители, надо идти к специалисту. Как вариант высвобождения этой дурной реакции — различные секции единоборств, вовлечение ребенка в конструктивную деятельность. Но в первую очередь нужно исключить наличие психопатологии. Для этого требуется визит к психиатру.

Самый верный способ установить доверительные отношения с ребенком? И не допустить раннего алкоголизма, проблем с наркотиками или скрытой агрессии? 

Самый верный способ установить близкие отношения с ребенком— это любить его. Любить его безусловно. Понимать, что он делает первые шаги в этой жизни, он эту жизнь тестирует, может совершать ошибки и глупости. Очень рекомендую почаще вспоминать свои детские годы и не оставлять ребенка одного в его беде, с его проблемами. Иногда можно проявить инициативу и самим спрашивать «Что тебя беспокоит? Я вижу, ты изменился». 

Разумеется, важно самим не употреблять, вести здоровый образ жизни и вовлекать ребенка в полезную деятельность, отслеживать любое странное поведение. Лучше лишний раз попросить его дунуть в алкотестер, чем проявить наивность и получить зависимость у подростка.

Часто подростки отказываются идти к психологу, потому что не хотят делиться своими переживаниями и тем более признавать, что у них проблемы. Как быть в таком случае? 

Для начала можно с ним просто поговорить и спросить, какие ему нужны инструменты, чтобы ты смог справиться с этой проблемой,  с кем ты готов это обсудить, если ты сам хочешь ее решить, постарайся, но если не получается, надо идти к специалисту. Обязательно скажите, что все анонимно, о его проблеме никто не узнает, но если проблема не решается, нельзя от нее отмахиваться. Это нормально, что подростки могут бунтовать, не признаваться. Первое, что мы должны сделать  — создать доверительные отношения. Второе — предлагать разные варианты, чтобы он выбрал тот, который его устроит, а не вести к знакомому психологу, который, по мнению подростка, точно все расскажет родителям. Очень важно, чтобы дети сами выбрали приемлемый вариант, и, конечно, соблюдать анонимность. 

Надо ли родителям трудных подростков тоже посещать психолога? 

Да, это могут быть семейные сессии, когда все претензии предъявляются друг другу в присутствии специалиста. Всегда надо работать с причиной и задавать себе вопрос: что я не так делаю? Почему мой ребенок стал неуправляемый, возможно, я совершаю такие же ошибки и повторяю то, как меня воспитывали мои родители и не замечаю за собой или не контролирую проявление насилия, агрессии, оскорблений, унижения. Поэтому очень важно мнение со стороны — если у вас не получается найти подход к ребенку, обратитесь за помощью к специалисту.

Как можно остановить нарастание в обществе агрессии? Понятно, что «запрещенный контент» в Интернете тут не при чем. Или при чем? Что могут сделать родители, педагоги и врачи-психологи? 

Мы не сможем снизить уровень агрессии в этом мире  — это утопия. Человек —  существо крайне агрессивное. Но мы можем не участвовать в производстве зла, не увеличивать количество агрессии в мире. Правильно воспитывать своих детей, формировать их как личностей, учить решать вопросы методами, далекими от агрессии. Но давать им представление о том, что агрессия может случиться в любой момент и надо быть готовыми надо ко всему. 

Так что идеализмом не занимаемся, сами ведем себя спокойно и уравновешенно, помогаем поддерживать адекватный уровень цивилизации, воспитываем детей и стараемся, чтобы треш-контент досрочно в поле зрения ребенка не попадал. Если ребенок задаст вопрос, нужно просто ответить, что да, зло в этом мире существует, но мы его не поддерживаем, всячески осуждаем и никак не способствуем его распространению. 

Беседовала Полина Виноградова