Запретить нельзя разрешить

Запретить нельзя разрешить

Рассмотрели новый закон о запрете гаджетов на школьных уроках с точки зрения психолога и мамы с поведенческим терапевтом и семейным психоконсультантом Еленой Калашниковой

Фото предоставлено Еленой Калашниковой Фото предоставлено Еленой Калашниковой

Новый закон о запрете школьникам пользоваться мобильными телефонами во время уроков вызвал много споров. С одной стороны — это ограничивает свободу детей, с другой — поможет сосредоточиться на учебе и даже больше общаться друг с другом. 

Елена Калашникова, поведенческий терапевт, семейный консультант, автор популярного блога о воспитании детей neprostodeti считает, что новый закон принесет детям и учителям больше пользы, чем вреда. 

 — Технический прогресс происходит очень быстро — родители и учителя за ним не успевают. Но его уже не остановить, поэтому надо признать, что мы живем в новой реальности. Наша задача— постараться адаптироваться к изменениям и установить какие-то рамки. Как правила дорожного движения — сначала появился автомобиль, потом правила. 

Я как мама всегда считала важным найти способ ограничить использование гаджетов в детской среде. 

К тому же, новый закон предполагает, что администрация школы вместе с родителями могут сами решить, когда выдавать детям гаджеты - на переменах или уже после уроков. Каждая школа может учитывать ситуацию в городе, даже погодные условия. 

Я за то, чтобы старшеклассникам разрешить гаджеты на переменках, все-таки, это очень полезная штука для самообразования  - хотя бы прогуглить биографию писателя, которого проходили на уроке, уже полезно. 

А маленьким детям, на переменах гаджеты не нужны - младшеклассники должны социализироваться: больше двигаться, общаться, угощать друг друга печеньем, скучать…А не утыкаться сразу в телефон. Это все метанавыки, которые мы получаем, не задумываясь. Но если их не развивать, ребенок вырастет замкнутым, ему будет сложнее выстраивать коммуникацию во взрослом возрасте. Запрещая гаджеты в школе, мы поощряем потребность детей в общении.

Нет, я точно не сторонник полного запрета гаджетов в школах  — только в установленных рамках. Но надо учить детей грамотно ими пользоваться, чтобы выработать навык самоконтроля  — предупреждать, что в интернете много мошенников, не все, что пишут в соцсетях — правда, нельзя делиться личной информацией. Мы должны обучить их цифровой безопасности, а не отнимать гаджеты.  

В общем, как психолог и мама я не вижу необходимости в гаджетах на уроках. Телефонами можно будет пользоваться в экстренных случаях, но мне трудно сказать, как телефон поможет детям в чрезвычайных и непредвиденных ситуациях. Наоборот, они начнут снимать на видео, еще и выложат потом в соцсетях… Мне кажется, достаточно того, что телефон есть у учителя. Относиться к этому закону надо не как к запрету, а как к новому правилу – а они есть в любой игре. 

Как воспитывать без запретов

Я за коучинговый подход в воспитании. Он против запретов и наказаний, но и не имеет ничего общего со вседозволенностью — любые крайности вредны. Дети не умеют планировать, стратегически мыслить, они живут здесь и сейчас, поддаются эмоциям и действуют спонтанно. Наша задача —  предупредить детей о последствиях. Не запрещать, а предупреждать. 

Мы можем привести аргументы, почему не стоит делать что-то или почему следует поступить так, а не иначе. Например, дети собрались на вечеринку, не надо в приказном порядке требовать прийти раньше, но просто предупредить, что ближе к ночи все уже устанут, сложнее будет добраться домой и так далее. Можно рассказать, какие эмоции они почувствуют — усталость вытеснит радость, будет болеть голова. А можно позволить им испытать разочарование, совершить ошибку (если вы точно уверены, что не будет вреда), чтобы потом они принимали решения, анализируя собственные ошибки. 

Мы, родители, предупреждаем и поддерживаем, и если надо - вместе анализируем ошибки. Не запрещаем и не даем полную свободу. 

Это более сложный формат, но он позволяет детям потом обдуманно принимать решения, иногда переживать разочарования, но, чтобы потом не совершать те же ошибки,  видеть результаты своих поступков. Конечно, при таком подходе к воспитанию от взрослого требуется сильная эмоциональная поддержка, сочувствие и самая искренняя любовь.