Сказкотерапия для детей
Как объяснить малышу, что врать и капризничать без причины не хорошо, а игрушки нужно убирать самому? Расскажите ему сказку, например, про глупого мышонка. Пожалуй, этот способ работает лучше уговоров или наказаний. О том, как превратить совместное чтение с ребенком в настоящую сказкотерапию, читайте в нашем материале.
Что такое сказкотерапия
Лечение сказками применяется в практической психологии для коррекции поведения и решения психологических проблем. Основной плюс этого метода — мягкое воздействие на психику. Что интересно, сказкотерапию используют не только для работы с детьми, но и со взрослыми. Все потому, что большинству людей, независимо от возраста, нравятся сказки.
Методы сказкотерапии
Существует 4 базовых направления сказкотерапии, с помощью которых достигаются определенные цели.
Диагностика. Помогает узнать человека — раскрыть черты его характера, сильные и слабые стороны, желания и способности. Понять, какие сценарии он чаще всего использует, решая свои психологические проблемы: замыкается, проявляет агрессию или смеется над собой, например.
Коррекция. С помощью этого метода можно помочь пациенту создать гармоничный образ себя, настроить его на здоровую модель поведения, скорректировать негативное восприятия мира.
Прогнозирование. Необходимо для того, чтобы продемонстрировать человеку, к чему в итоге приведет его поведение и жизненная позиция.
Развитие. Помогает избавиться от тревожности, снять эмоциональное и мышечное напряжение, развить воображение, адаптироваться к новым условиям.
Как применять
Суть сказкотерапии в том, чтобы рассказывать сказки, подбирая их под характер проблемы. Попробуйте самостоятельно проанализировать поведение своего ребенка. В чем он силен, а какие черты его личности нужно развить? В зависимости от этого выбирайте метод, который будете использовать. Сказки можно сочинять самостоятельно, но, если вы в этом деле новичок, лучше вооружитесь полезной литературой: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Д. Ю. Соколов «Сказки и сказкотерапия», Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки».
Детям 3-5 лет близки сказки о животных — они ассоциируют себя со зверюшками, 5-6-летним подойдут волшебные сказки, где главные герои — люди, подростки хорошо отзываются на бытовые сказки и притчи.
Детям с 3 до 8-9 лет после рассказа нужно предложить нарисовать или слепить героев сказки, а потом можно еще разыграть похожий сюжет с игрушками. В процессе игры сказочные события могут изменяться по желанию ребенка. Подростку предлагается пересказать сказку, изменяя поведение героя, с которым он себя ассоциирует, так, как ему кажется правильным: «А что бы ты сделал, если бы…».
Новые версии, придуманные детьми, обязательно обсуждаются — без отрицания и исправлений. Это укрепляет доверие, снимает эмоциональное напряжение и дает возможность ребенку самому скорректировать негативные модели восприятия и поведения.
Желаем вам успехов!