3 необычных психологических эксперимента прошлого

3 необычных психологических эксперимента прошлого

Психические свойства личности, особенности человеческого мышления, его разум — неисчерпаемый ресурс для исследований ученых. Какие только опыты не проводили специалисты, чтобы узнать о мозговой деятельности человека немного больше! Рассказываем о самых интересных.

1. Эксперимент Стэнли Милгрэма


В 1963 году психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета провел эксперимент, показавший готовность человека слепо подчиняться приказам авторитета. Суть испытания заключалась в следующем: подопытный выступал в роли учителя, задающего вопросы подставному участнику (актеру). Если ответ был неверным, испытуемый жал на кнопку и актера якобы било током. С каждым неправильным ответом напряжение увеличивалось. В начале эксперимента «учитель» тоже получал стартовый удар тока для достоверности. Когда актер отыгрывал боль, и испытуемый колебался, проводящий эксперимент авторитетно требовал продолжать, акцентируя внимание на важности исследования. И большая часть участников подчинялась. Но когда экспериментатор выходил, оставив с испытуемым только своего «ассистента», всего 20% соглашались продолжить истязание.

Сам автор исследования, говоря о результатах, сделал вывод, что в сознании людей прочно укоренилась потребность подчиняться авторитетам. Милгрэм предположил: если бы экспериментатор отдал указание остановить «пытку», участник бы тут же подчинился.

2. Эксперимент Уэнделла Джонсона


Американский психолог и писатель Уэнделл Джонсон, с детства страдающий заиканием, в 1939 году провел необычный и очень жестокий эксперимент. В группу подопытных вошли воспитанники детского дома Дэвенпорта — около 22 детей. Некоторые из них на момент исследования имели заикание.

Помощница Джонсона, Мэри Тюдор, периодически навещала детей и общалась с ними. Тем, кто заикался, девушка говорила, что у них получится преодолеть свой недуг. Детям, не имевшим проблем с речью, Тюдор советовала не разговаривать, если они не могут прекратить заикаться и говорить внятно. Эксперимент должен был доказать, что заикание возникает из-за неправильного отношения к детям их родителей. Предположение Джонсона подтвердилось — у испытуемых, которым внушали, будто они заикаются, появились проблемы с речью. 

Обнародовали информацию об этом исследовании спустя годы. Пострадавшим участникам эксперимента руководство штата выплатило денежную компенсацию.

Этот эксперимент остается актуальным и по сей день и объясняет нам: все, что мы говорим ребенку, откладывает отпечаток на его развитии и становлении личности.

3. Эффект Рингельмана, или социальная лень


Знаменитый эксперимент по сопоставлению индивидуальной и групповой работы в начале ХХ века провел французский ученый и сельскохозяйственный инженер Макс Рингельман. В качестве испытуемых выступили студенты сельскохозяйственного колледжа. Им было предложено перетягивать канат один на один и в группах, а также толкать перекладину, прикрепленную к тележке, поодиночке и вместе.

По предположению Рингельмана, результат групповой работы должен был быть, как минимум, равен сумме индивидуальных усилий каждого. Но выяснилось, что участники эксперимента стараются гораздо меньше, работая совместно, нежели когда выполняют задание самостоятельно. Причем чем больше команда, тем ленивее ее члены. В группе, состоящей из восьми человек, каждый прилагал ровно половину своих усилий.

Из-за небольшого количества испытуемых заключение Рингельмана некоторое время ставили под сомнение. Но позже другие ученые не раз доказывали, что с увеличением численности работников индивидуальный вклад каждого в общее дело уменьшается.