Режим дня, рацион питания и полезная привычка смотреть вдаль. ...

Режим дня, рацион питания и полезная привычка смотреть вдаль. А также стильные очки и удобные контактные линзы

В начале нового учебного года мы поговорили с врачом-офтальмологом о том, как сохранить детское зрение, какие выбрать способы коррекции и о причинах ранней близорукости у детей

Фото предоставлено пресс-службой МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова

Все знают, что основная причина плохого зрения — чрезмерная нагрузка на глаза. Сейчас, когда цифровизация сделала нашу жизнь, учебу и работу удобнее, быстрее и лучше, наше зрение стало более уязвимым. Тем не менее, уменьшить негативное воздействие гаджетов и других неотъемлемых атрибутов современного мира на зрение мы точно можем — и сохранить глаза здоровыми после школы и университета. 

Как это сделать - в интервью журналу «Современное здоровье» рассказала Марина Митронина, заведующий детским диагностическим отделением МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова, кандидат медицинских наук, врач-офтальмолог высшей категории. 

Марина Львовна, можно ли с рождения определить, будут ли у ребенка проблемы со зрением? Какие факторы влияют на зрение новорожденных?

– Здесь надо разделять врожденную патологию глаз и болезни, на которые мы можем повлиять и не допустить резкого снижения зрения. Это правильное и грамотное ведения периода беременности (регулярное мониторирование развития плода согласно срокам), а также ведение здорового образа жизни мамой (рациональное и разнообразное питание, избегать контактов с простудными заболеваниями и многое другое) - являются залогом рождения здорового малыша. Поэтому, можно сказать, что от здоровья самой мамы зависит здоровье ребенка, в том числе и его зрение.

Что касаемо миопии, то наследственный фактор также имеет значение: близорукость у одно из родителей увеличивает риск формирования миопии в 3 раза, а если есть близорукость у обоих родителей – риск развития миопии увеличивается уже в 6 раз.

С чем связано падение зрения в раннем возрасте?

– В первые месяцы жизни большое значение имеет наблюдение мамы – человека, который ближе всего знает своего малыша и быстро отследить различные изменения со стороны глаз (появление косоглазия, ограничение движения глаз в различные стороны взора, близко подносит игрушки к лицу, чтобы рассмотреть). При появлении таких «особенностей» желательно пройти обследование у врача. 

Не желательно также вешать близко над лицом малыша в кроватке «вертушки» с игрушкамии или разные погремушки, которыми некоторые родители любят развлекать малышей, поскольку это приводит к чрезмерному и нежелательному напряжению зрительных мышц. Правильнее размещать игрушки на расстоянии вытянутой руки и чуть вдали от ребенка. 

В последние годы родители любят чуть ли не в первый год жизни давать ребенку гаджеты, смотреть мультики на планшете. Конечно, яркая картинка, цветовые контрасты сразу привлекают ребенка, это свойство нашей сетчатки, тем самым создаются условия для привыкания к гаджетам и неадекватной зрительной нагрузке на глаза и группы риска по развитию миопии (близорукости).

А с какого возраста можно давать гаджеты?

– Считается, что маленьким детям до 3 лет вообще не рекомендуется смотреть гаджеты. Малышам постарше - гаджеты (планшет) можно не более 15 минут в неделю. Конечно, в приоритете книжки-развивашки на бумажном носителе. Шрифт должен соответствовать возрасту ребенка – чем меньше ребенок, тем шрифт должен быть крупнее, бумага матовая, чтобы не было бликов. Просмотр мультиков предпочтительнее на большом экране (телевизор). Чем крупнее экран, тем меньше трудозатрат у глаза для поддержания четкого зрения. Если сравнить компьютер, планшет и смартфон, на первом месте по нагрузке на глаза – конечно смартфон (самый маленький экран). Я бы выбрала компьютер или планшет. 

Ученикам в начальной школе – 30-40 минут в день, ученикам средней школы – не более часа -полутора, с перерывом на отдых каждые 30 минут. Старшеклассникам - приходится увеличивать время работы с гаджетами до 2 часов, также с перерывами на отдых. В последнее время школа перешла на цифровизацию, и ученики делают задания на компьютере, а чаще смартфоне, поэтому невозможно четко ограничить пользование гаджетами. Такое длительное напряжение глаз вблизи и длительное пребывание за смартфоном, а также малое количество времени, проводимом на свежем воздухе, формируют привыкание к IT-технологиям и повышают риск более раннего развития миопии.

Опишите наиболее щадящий режим дня для глаз школьника

– Выполнение домашних занятий должно проходить с перерывами на отдых: 40-45 минут зрительной нагрузки - 10 минут перерыв. А при миопии высокой степени (более 6.0 диоптрий) перерывы чаще – через каждые 20-25 минут работы вблизи.

Встать, пройтись по комнате, сделать несколько упражнений для глаз для улучшения кровообращения и снятия утомления. Подойти к окну и посмотреть вдаль. Рассматривая предметы вдали, меняется рабочее расстояние и глаз отдыхает. И наоборот, зрение напрягается, когда мы рассматриваем предметы вблизи. Поэтому так важен перерыв и зрительная гимнастика для глаз, которая улучшает работоспособность глаза.

Очень важны для ребенка прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, предпочтительнее в светлое время суток, особенно в солнечную погоду. Дети, которые проводят на свежем воздухе не менее 1,5 часов в день имеют меньший риск развития миопии.

- Важно правильно организовать рабочее место школьника. Письменный стол должен иметь рабочую поверхность не менее 50-70 см. Правильно подобрать стул с ортопедической спинкой, чтобы сохранить осанку. Ноги должны быть под прямым углом и опираться на пол. При работе за компьютером расстояние до монитора должно быть не менее 45-70 см, голову держать прямо, чтобы избегать напряжения шейных мышц. При работе за компьютером (планшетом) обязательно одевать очки или контактные линзы.

Что еще влияет на остроту зрения – занятия спортом, рацион питания?

– Да, конечно, рацион питания может влиять на зрение. Для детей вообще очень важно разнообразное питание, чтобы в меню было много овощей и фруктов, в которых содержатся витамины А, Е, аскорбиновая кислота, цинк, селен.  Очень полезно для глаз есть чернику, в ней много антиоксидантов, антоцианов и других веществ, положительно влияющих на сетчатку и на энергетические процессы в ней. Витамин А необходим для улучшения зрительных функций сетчатки. Детям так же необходим кальций, а для этого следует добавлять в рацион творог и молочные продукты. Рыбий жир – Омега 3 – улучшает кровоснабжение глаз и помогает сетчатке лучше функционировать.

Офтальмологи говорят, что близорукость «любит» тех, кто не дружит со спортом. Спорт должен присутствовать в жизни ребенка, особенно школьника. Спорт снимает напряжение в шейных мышцах, улучшает кровоснабжение и способствует насыщению всех тканей кислородом, уменьшает гиподинамию, снимает утомление с глаз. Так что, при миопии спорт всегда приветствуется. Самые полезные для зрения виды спорта – настольный теннис и бадминтон (тренируют аккомодацию, способность глаза четко видеть предметы на любом расстоянии), плавание, особенно полезно на спине, потому что расслабляются мышцы шеи и улучшается кровоток в шейном отделе позвоночника. 

Можно сказать, что сейчас, когда произошла почти повсеместная цифровизация образования, у детей стало больше проблем со зрением?

– К сожалению, чрезмерно длительная работа глаз на близком расстоянии создает предпосылки к тому, что глаз приспосабливается к этому состоянию и увеличивается риск раннего развития миопии и снижения зрения. А что такое цифровизация? Это длительная работа с гаджетами при выполнении школьных заданий, общение с одноклассниками в социальных сетях. Все это создает большую нагрузку на зрительный анализатор, чаще развивается зрительное утомление, и дети чаще жалуются на нечеткое зрение, порой даже в младших классах. Если раньше мы выписывали очки примерно со средней школы, то сейчас уже в начальной школе доктора назначают ребенку оптическую коррекцию зрения. По прогнозам офтальмологов, к 2050 году у половины населения может быть близорукость.

Если ребенок отказывается носить очки, какие есть альтернативные способы коррекции?

– В таких случаях есть альтернативный и распространенный метод оптической коррекции – контактные линзы. Большинство детей могут сами одевать контактные линзы, конечно вначале с помощью родителей, а в дальнейшей, по мере взросления, и самостоятельно. Контактная коррекция обеспечивает прекрасное и комфортное зрения на любых расстояниях. Для успешного пользования контактными линзами, ребенка необходимо подготовить психологически, объяснить принцип ношения линз и обучить правильно ими пользоваться. Все дети разумные, если им правильно и доступно объяснить, они с удовольствием носят контактные линзы. Это очень популярный метод коррекции зрения у детей, а что бы было меньше проблем, советую детям применять одноразовые однодневные мягкие линзы, которые не требуют дополнительных навыков в хранении и очищении линз. Достаточно регулярно пользоваться увлажняющими каплями и мыть руки во время одевания и снятия линз. Хочу обратить внимание, что в период простудных заболеваний контактные линзы носить нельзя во избежание осложнений со стороны глаз.

Сейчас у многих подростков поменялось мнение об очках – можно выбрать модную оправу, которая создаст твой уникальный стиль и будет удобна в пользовании.

Лазерную коррекцию можно делать не ранее 18 лет, при условии, что близорукость перестала прогрессировать (один и тот же показатель на протяжении полугода) и стабилизировалась.

Как остановить прогрессирующую близорукость у детей?

– Есть несколько способов. Пользуются популярностью специальные очки с дефокусным дизайном стекол и дефокусные контактные линзы. Такая структура позволяет замедлять осевой рост глазного яблока, то есть сдерживать рост миопии, и обеспечивать четкое зрение. Для достижения эффекта контроля миопии необходимо постоянное пользование очками или контактными линзами. Так же для сдерживания роста миопии в арсенале офтальмолога есть полужесткие ночные ортокератологические линзы. Они подбираются с учетом индивидуальных особенностей роговицы, одевается на ночь, под действием закрытых век меняется оптика роговицы. После снятия линзы высокая острота зрения сохраняется в течение всего дня. Это доказанный метод контроля миопии. Свобода для занятий спортом, лучшая социальная адаптация в коллективе сверстников. Это также достаточно серьезный метод коррекции и за детьми должен наблюдать специалист контактолог. 

У детей и родителей есть достаточно широкий выбор оптической коррекции, а вот обходиться вообще без коррекции вредно – сильное напряжение глаз, постоянно размытое изображение предметов может привести к тому, что близорукость будет расти еще быстрее. Поэтому обязательно должна быть оптическая коррекция – ребенок должен видеть хорошо, должен быть активным и гармонично развиваться.

Помимо близорукости, какие еще проблемы со зрением могут быть у ребенка?

– Гораздо реже в детском возрасте встречается дальнозоркость, когда наоборот глаз растет с небольшим отставанием от возрастной нормы. Но такие случаи есть. У меня наблюдается мальчик из Дагестана, которому в раннем возрасте диагностировали дальнозоркость, и была необходимость очковой коррекции. Я его два года уговаривала надеть очки – ни в какую. Сейчас ребенку 7 лет, была подготовка в школу, увеличилась нагрузка на глаза вблизи, очков не носил. Появились постоянные головные боли, невролог ничего не обнаружил. Оказалось, что боли возникают в области надбровья, когда ребенок занимается за столом (рисует, выполняет дошкольные задание), нагружается аккомодация, возникает напряжение зрения. Глаз не может справиться с нагрузкой без оптической коррекции, ему не хватает своих резервов и развивается зрительное утомление. Были подобраны адекватные очки, головные боли исчезли. 

Среди самых распространенных жалоб – покраснение и сухость глаз, дети начинают чаще моргать, не могут фиксировать предмет на разном расстоянии, испытывают общее утомление. Иногда родители говорят, что не понимают почему ребенок не хочет читать. При обследовании у таких деток выявляются проблемы со зрением – ему некомфортно читать, трет глаза, он невнимательный, неусидчивый. Некоторые дети щурятся, подтягивают наружные уголки глаз – это признаки того, что есть проблемы со зрением.

А можно самостоятельно улучшить зрение?

– Сначала надо нормализовать режим зрительных нагрузок, уменьшить время за гаджетами. Если это не помогает, обязательно обратиться к врачу и проверить зрение, определить рефракцию глаза на узкий и широкий зрачок, измерить длину глаза (определить соразмерность роста глаза к возрастной норме), аккомодацию глаз (запас работоспособности) и только после этого определиться как возможно помочь маленькому пациенту избежать или восстановить сниженное зрение. 

Дома можно делать специальное упражнение для аккомодации – с меткой на стекле. Наклеить на окно на уровне глаз метку, размером 5 мм, отойти на 50-60 см и по несколько секунд смотреть на метку, потом вдаль, и так несколько раз переводить взгляд с близкого объекта вдаль. Упражнение помогает улучшить резервы аккомодации.

Полезно рисовать глазами геометрические фигуры (восьмерки в горизонтальном и вертикальном направлении по 8-10 раз). Упражнение улучшает кровоснабжение цилиарной мышцы, успокаивает глаза и снимает зрительное напряжение. Но, повторюсь, прежде всего стоит обратиться к специалисту для проверки зрения.

Какие самые частые ошибки?

– Наши дети любят экономить электричество родителям и сидят с телефоном при выключенном свете. В плохо освещенном помещении идет дополнительная нагрузка на глаза и это создает предпосылки к более быстрому снижению зрения, зрительному переутомлению и развитию близорукости. Нужно приучать ребенка заниматься за столом, освещение должно быть с левой стороны (если левша – с правой), настольная лампа расположена на столе ниже уровня глаз. В комнате можно оставить приглушенный свет, слишком яркий не нужен. Некоторые предпочитают холодный, оттенок, но теплый свет все-таки предпочтительнее. 

Стараться вырабатывать привычку работать с гаджетами и читать книги за столом.

Как часто надо посещать офтальмолога, если нет проблем со зрением?

–  Стандартно - 1 раз в год, если нет жалоб. При наличии жалоб- 2 раза в год, или в некоторых случаях врач определяет кратность осмотров индивидуально.

Интервью: Полина Виноградова