Как учеба и занятия творчеством в больнице помогают тяжелобольным детям выздоравливать и добиваться успеха – объяснила тьютор госпитальной школы «УчимЗнаем», лауреат премии «Будем жить» Кристина Дрига
Если посмотреть список лауреатов ежегодной премии «Будем жить», которую с 2017 года вручает Всероссийская ассоциация помощи онкологическим пациентам «Здравствуй!», можно увидеть, что победить опасную болезнь помогают не только врачи, но и люди других специальностей. Кристина Дрига, одна из таких лауреатов, закончила не мединститут, а академию культуры. Она занималась организацией городских культурных событий в родном Челябинске, а после переезда в Москву нашла свое призвание – дарить праздник детям, особенно тем, кто в нем больше всего нуждается.
В интервью журналу «Современное здоровье» тьютор Кристина Дрига рассказала, как наполнить радостью учебные будни тяжело больных детей. А организатор премии «Будем жить» Ирина Боровова – о том, почему премия оказалась больше нужна самим пациентам, а не врачам.
Ирина Боровова, президент Всероссийской ассоциации помощи онкологическим пациентам «Здравствуй!»
— Все началось с Ассоциации. Её создали люди, которые сами столкнулись с диагнозом рак. Мы уже прошли этот путь от диагностики до ремиссии, от отчаяния до веры и знаем, насколько важна помощь тем, кто сталкивается с этим впервые. Однако цель Ассоциации – не только поддержать пациентов и помочь им найти корректную информацию о заболевании и лечении, но и инициировать общение с врачами на разных уровнях по всей стране. Мы стараемся объединить силы общественных организаций, врачей, психологов, юристов, законодателей, представителей бизнеса и фондов – всех тех, кто может реально повлиять на состояние здоровья онкопациентов и качество их жизни. И для этого нужны реальные действия. Премия – это, в какой-то степени, одно из таких действий. Мы поняли, что пациенты хотят выразить благодарность своим (как бы пафосно это ни звучало) спасителям, а для врачей признание – дополнительный стимул углублять знания и изучать новейшие научные разработки в области онкологии.
В рамках нашей премии все решают сами пациенты: они подают номинантов и сами выбирают среди них победителей. Есть только одно ограничение: один и тот же человек не может быть лауреатом в нескольких номинациях. Но может быть человек и учреждение, в котором он работает.
Лауреатом премии «Будем жить!» могут стать врачи, медсестры, онкологические учреждения, общественные деятели, волонтеры, журналисты, представители благотворительных организаций и социально-ответственного бизнеса. Были даже случаи, когда номинировался фонд или некоммерческая организация, объединяющая пациентов. Их членов награждали за уникальные пациентские истории.
Кристина Дрига, руководитель методического объединения педагогов дополнительного образования флагманской площадки проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» ССП ГБОУ «Школа № 109»
— Когда я училась в школе, я была уверена, что буду работать с детьми, чему-то их учить. Я люблю театр, танцы, музыку, люблю создавать хорошее настроение, и я хотела получить такую специальность, чтобы объединить педагогику и любовь к искусству. Я закончила Челябинскую государственную академию культуры и искусств и заняла должность заведующей театральным отделением в Школе искусств, играла в Троицком драматическом театре. При переезде в Москву я узнала о проекте «УчимЗнаем» для детей, проходящих длительное лечение – где педагоги и тьюторы создают для них полноценную образовательную среду в условиях стационара.
«Это же великолепно!», – подумала я, потому что точно буду полезна этим ученикам: мы будем читать, играть, выступать. И вот, я уже 4-й год в проекте «УчимЗнаем», где мы с коллегами раскрываем таланты наших учеников.
Для меня госпитальный педагог – это жизнь. Я не работаю тьютором, я живу этой профессией. Я выбрала именно эту, лучшую для меня дорогу, которой так трудно, но интересно идти.
Самое главное – это понимание своей миссии и четкое осознание своей нужности в госпитальной школе. Учеба – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка, и для детей, столкнувшихся с тяжёлым заболеванием важно продолжать обучение, так как это помогает им сохранить связь с миром за пределами больницы. Учебные будни помогают детям чувствовать себя частью нормальной жизни, и это способствует их психологическому благополучию. При этом в больницах как таковой обязанности учиться нет: никто не заставляет ребенка идти на уроки, учить какой-то предмет, если у него нет желания это делать. Поэтому прежде всего мы идем от интереса и уделяем много внимания дополнительному образованию. Если ребенку в госпитальной школе скучно, на первый план выходят не лучшие ощущения от болезни, а мы должны переключить фокус его внимания на развитие. Для меня самым радостным становятся увлеченные глаза учеников, которые каждый день бегут в школу.
Каждый день в школе делает меня счастливой. Я счастлива, когда мои ученики выступают на мероприятиях, преодолевают свои страхи, участвуют в конкурсах. Одним из ярких впечатлений стал вальс, который исполнили старшеклассники на новогоднем представлении. Это было так трогательно! Одна из учениц спела песню из мультфильма «Анастасия», а ученики в паре с тьюторами вальсировали по залу, это было незабываемо и для нас, и для родителей. Но иногда, да, мы плачем. Последний раз я плакала от волнения, когда выписывали одного из моих учеников, его мама сказала, что этот последний год, который он провел в больнице и в госпитальной школе – лучшее время в его жизни, как бы это странно ни звучало. Он находится на лечении уже 6 лет в разных медицинских центрах, и попав в Центр имени Димы Рогачева, он открылся, начал общаться с ребятами, обрел друзей и даже выбрал будущую профессию. Такие слова родителей, конечно, делают меня счастливой.
Мы стараемся не говорить о болезни и отвлечь от этих мыслей, наполнить их жизнь яркими событиями и эмоциями. Поскольку я руководитель программ дополнительного образования, мы с нашей командой создаём настроение в школе, поэтому грустного настроения у нас почти не бывает. У нас все время согласно плану воспитательной работы проходят события, посвященные разным памятным датам и праздникам. Надо просто чаще улыбаться детям, улыбка создает общий благоприятный настрой, и в наших руках создать такую атмосферу, в которой и дети, и педагоги будут чувствовать себя комфортно. После работы – прогулки, театры, музеи, и мы постоянно стараемся придумывать новые интересные занятия для наших учеников. Мой девиз – «К работе с творчеством, к детям с любовью!»
Для наших учеников лечение – это самое важное. Но когда человек болеет, надо ставить цель и идти к ней, а образование – это постоянное стремление к какой-то цели: перейти в следующий класс, не отстать от сверстников, сдать госэкзамен, научиться чему-то новому, интересному. Таким образом ребенок помогает себе преодолеть тяжелый период болезни, и врачи отмечают важность всего этого наряду с лечением. Фактор выздоровления для взрослого человека – это возвращение к работе, а для ребенка – возвращение к той жизни, которая была до того, как его положили в больницу. Во время длительного лечения ребенок несмотря ни на что должен развиваться, отвлекаться, радоваться жизни, познавая ее со всех сторон.
Наши ученики – это самые сильные дети, которых я когда-либо видела, они не хотят, чтобы их жалели, они хотят, чтобы их понимали. С пониманием открывается доверие, ребята нам доверяют, ходят на занятия и становятся лауреатами конкурсов, побеждают в Олимпиадах, играют в шахматы с российскими гроссмейстерами, даже публикуют книги. Я уверена, что их собственные успехи заряжают их на скорейшее выздоровление.
Конечно, делятся мечтами, и многие из них выбирают для себя профессию врача или учителя. Один из наших учеников сказал: «Я считаю огромной удачей, что я оказался со своим диагнозом не наедине. Мое лечение в больнице совпало с занятиями школы «УчимЗнаем». Мое психологическое состояние было очень сложным, но благодаря учителям я смог выйти из депрессии, они как будто вытащили меня из негативной оболочки. Мне действительно на тот момент ничего не хотелось: я считал, что жизнь закончена, а ведь это не так и именно учителя помогли мне это понять». Сейчас он работает вместе с нами, он – мой коллега, и это, наверное, один из самых удивительных случаев из практики, но не единичный.
Безусловно, все предметы по основной образовательной программе важны. Каждый ребенок выбирает свой путь. Для кого-то важно сдать экзамены, если он в 9 классе, но часто бывает так, что ребенок, который поступает на лечение, не замотивирован на учебу, и тогда приходит на помощь дополнительное образование – занятия творчеством и не только. Чаще всего дети до больницы занимались в кружках – кто-то ходил в музыкальную школу, в изостудию или в спортивные секции, и ребята находят для себя программу – в нашей школе «УчимЗнаем» представлены более 40 программ по 6 направлениям. Это музыка, изо, керамика… Ребята общаются, а социализация очень важна для ребенка, чтобы он не закрывался в своей палате. Наши педагоги стараются раскрыть потенциал детей, чтобы они организовывали выставки, участвовали в конкурсах. Наша школа полна творчества, каждая аудитория имеет свое название – «Радостная», «Солнечная», «Занимательная». По коридорам больницы в школу ведут яркие следы. Многие наши ученики – участники проекта «Музыка на здоровье» и «Сказки на здоровье», мы ими очень гордимся. Творчество дарит им путь в новую жизнь. И ту самую цель, которая помогает победить тяжелую болезнь.
Подготовила Полина Виноградова