Художники и дизайнеры со всей России постарались обнаружить культурный код своей страны в рамках конкурса «Россия. Горизонты». Удалось ли его разгадать?
Всероссийский конкурс «Россия.Горизонты – 2024» объединил 81 регион, 316 городов и 3 000 участников. Для итоговой выставки в Новой Третьяковке были отобраны 169 авторов из 39 регионов России.
Пространство разделили на пять разделов, соответствующих номинациям: визуальное искусство, цифровой контент, дизайн одежды и аксессуаров, семья и культурный код.
Конкурс «Россия. Горизонты» — это попытка молодых художников обнаружить культурный код своей страны. Его оказалось легко разгадать. После просмотра выставки захотелось сказать «придумайте надежный пароль» — добавьте символов, неожиданные метафоры, нечаянные погрешности и что-нибудь еще неуловимое.
В основном, художники обратились к фольклору, народным промыслам, образам из сказок, российским пейзажам или к советскому наследию, например, к типовым многоэтажкам – общая память детства.
Самые удачные работы – в дизайне одежды и в декоративно-прикладном искусстве – я в очередной раз убедилась, что самые талантливые люди страны заняты в креативных индустриях.
Смотрите фотогалерею и разгадывайте культурный код!
Мы выбрали интересные работы в разных жанрах и поговорили с авторами.
– Мы представили скульптурно-архитектурную композицию – «Тетрис». Популярная в 90-е игра «Тетрис» была разработана российским программистом Алексеем Пажитновым, в нее играли миллионы людей. В какой-то степени это архитектурная игра — ты собираешь детали, чтобы все сложилось. Постамент, на котором стоят разноцветные фигурки, как дом с окнами – можно домыслить, что в этих окнах люди играют в Тетрис.
– Вторая наша работа – керамическое панно «Ева». Мы выбрали необычную форму и изобразили библейский сюжет. Раньше люди любили, чтобы в домах были иконы, а поскольку наша студия занимается декором интерьера, захотелось создать такую современную икону, использовать новые художественные приемы. Но, конечно, это всего лишь декоративно-дизайнерский объект.
– Живописное панно «Заповедный край» я нарисована темперными красками. Это имитация техники ремизного ткачества. Я передала все нюансы и детали так, как это будет потом перенесено на ткань. Я практически все свои рисунки переношу на ткань и мечтаю создать небольшую мастерскую, чтобы возрождать интерес к технике ремизного ткачества и показать, что она не забыта.
– На выставку отобрали образ из коллекции Fashion, в ней я использовала современные материалы, многослойность, оверсайз. Я люблю театр и сцену – прообразом стал Пьеро — утрированные рукава, свободный фасон. Вся коллекция состоит из черного и белого цветов. Как в жизни – белая полоса сменяется черной и наоборот, жизнь непредсказуемая и надо искать в ней свет.
Я создаю одежду-трансформер, которую можно носить по-разному, играть с образами и формой. Я работаю в основном с подростками из Москвы и Московской области, они выступают в моих костюмах на сцене, все костюмы шью в единственном экземпляре. Я стала работать именно с детской модой, когда хотела «набить руку», в ней проще придумать что-то оригинальное, и подростки ко мне потянулись, мне с ними легко и интересно. У меня есть одежда-унисекс, которую могут носить и мальчики, и девочки, это нестандартная история, подростки это приняли, они любят быть смелыми в своем стиле, а взрослые – не очень.
Я начала заниматься модой 4 года назад, уже в зрелом возрасте, у меня не было амбиций, только желание, но стало получаться и начались выставки, показы…Выставка «Уникальная Россия» и теперь — Третьяковка. Для меня это счастье.
И в качестве бонуса для наших читателей – фотографии звездных гостей вернисажа
Экспертный совет и жюри конкурса: Юлия Музыка, основатель и руководитель проектов «Россия.Горизонты» и «Рустрендс», Галина Юдашкина, Андрей Бартенев, Дмитрий Ханкин, Игорь Чапурин, Дарина Алексеева, Ксения Шипилова, Алина Крюкова, Екатерина Черкес-Заде, Максим Арнаутов, Вадим Балабанов, Евгения Мирук, Алина Гасумянова, Максим Перлин и Кирилл Зайцев.
Куратор выставки – Андрей Бартенев
Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Агентства стратегических инициатив и суздальского МИРА Центра
Текст: Полина Виноградова