Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать?

Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать?

Чем завершился спор психоаналитика Зигмунда Фрейда с писателем Клайвом Льюисом можно увидеть на экране – в прокате фильм «По Фрейду» с Энтони Хопкинсом в главной роли.

Кадр из фильма "По Фрейду"

Фильм снят по пьесе британского драматурга Марка Ст. Джермейна и в оригинале называется  «Последний сеанс Фрейда». 

В нем рассказывается о встрече британского писателя Клайва Льюиса ( «Хроники Нарнии») и австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда в 1939 году – за три недели до самоубийства Фрейда и накануне начала Второй мировой войны.

Известно, что незадолго до смерти Фрейд принимал у себя некоего профессора из Оксфорда. Был ли это К.С. Льюис, точно не известно, но предположения такие есть. Поэтому назвать кино документальным нельзя, но и полностью авторской фантазией тем более.

Этот фильм — та смесь правды и вымысла, в которой элемент искусства ярче подсвечивает реальность — мы понимаем, что это кино, а в жизни было страшнее.

Напомню обстоятельства, сделавшие эту встречу возможной: в 1930-е гг. Зигмунд Фрейд был вынужден эмигрировать из Австрии, где установился фашистский режим, в Лондон. В 67 лет, незадолго до того, как фашисты разбомбили Лондон, Фрейд покончил с собой, от нестерпимой боли – у него был рак полости рта. Мучения с зубным протезом и бесполезные попытки уменьшить боль лекарствами подробно показаны в фильме – как и сила духа самого Фрейда (впрочем, и она сломалась), несмотря ни на что продолжающего работать и писать.  

Исследователи обнаружили полемику в работах Фрейда и Льюиса, такой как бы заочный спор, и сделали выводы, что разговор двух оппонентов – убежденного атеиста Фрейда и глубоко верующего Льюиса, скорее всего, однажды состоялся. 

Энтони Хопкинс за роль умирающего от рака доктора точно получит номинацию на Оскар. Он мастерски передал эмоции и речь человека, которому больно говорить, но, превозмогая боль, он спорит и убеждает, срывается то на крик, то на шепот.  Сыгравший Льюиса Мэттью Гуд воплощает притягательный типаж писателя в шляпе и с сигаретой, скрывающего какую-то личную драму и вечно ищущего Бога. 

Их диалог из тех, которые актуальны всегда, но особенно в период общей трагедии, когда все вопросы, адресованные атеистом верующему человеку приходится задавать снова — и снова искать на них ответы.

Атеист Зигмунд Фрейд вдруг оказывается просто обиженным на Создателя мальчишкой, который с детства не может понять, почему Люцифер и его свита живут долго и в достатке, а добрые люди страдают и умирают. 

Льюис очень понятно отвечает и приводит логичные доводы в свою пользу.  Видно, что и его почтенный собеседник в тайне надеется, что, все-таки, Бог есть и объяснит ему после смерти, какой смысл имеют все эти испытания. Послушать было бы, правда, интересно.

По мере философского разговора герои вспоминают яркие моменты своей жизни, начиная, конечно же, с детства (по Фрейду!).

Образ оленя из сказочного леса, подаренного папой К.С.Льюису стал для него тем стержнем, который заставлял держаться за жизнь, когда не было надежды выжить (Льюис воевал в пехоте во время Первой мировой войны).

В своей книге «Скажи жизни «Да!» и выдающейся  психиатр Виктор Франкл  пишет о таком стержне, которым для него в концлагере был был образ жены; это очень важно иметь внутри что-то самое дорогое, что нельзя отнять, оно помогает выдержать любые испытания.

Этот олень из детства, который появляется на вспаханной минами земле, откуда бежали под обстрелами солдаты, в грязи и под дождем, кажется, и спас Льюиса от смерти. Война показана глазами рядового солдата - грязь, кровь, болезни, холод, крысы. И еще госпиталь, где бойцам ампутируют конечности и наспех перевязывают раны. Эти фрагменты прошлого Льюис хотел навсегда забыть и даже представить не мог, что будет еще одна война, еще более кровавая.

«Но это же люди допустили, не Бог», — говорит он Фрейду. И старик кивает, конечно, люди, не Бог, забыв о том, что в Бога не верит. Но в людей верит еще меньше.

В фильме много деталей, каких-то бытовых мелочей, из которых состоит жизнь и почему-то их очень не хочется потерять. Например, прогулки с собакой и классическая музыка по радио, которая выдает божественные тайны даже атеистам. Много таких мелочей, которым звуки снарядов придают какую-то особенную значимость.

Главный женский персонаж в фильме – дочь Фрейда Анна (Лив Лиза Фриз). Она избегала мужчин, была болезненно привязана к отцу, тоже увлечена психоанализом и читала лекции студентам. Но вот, увидев писателя Льюиса, она его узнала. Незнакомого человека узнала. Такое бывает. И он ее как будто узнал. 

Этот короткий эпизод – единственная романтическая линия в фильме, полном рассуждениями о природе сексуального и значении физической близости в христианстве.

Никто из героев так и не узнал настоящую любовь, хотя нет, Анна Фрейд и Клайв Льюис узнали друг друга. Конечно, это авторская фантазия, но красиво. Можно ведь представить, что случайное мгновение было как вспышка света перед надвигающейся тьмой.

Клайв Льюис уехал в Оксфорд, где пережил войну и написал свои книги, в поезде ему снова привиделись лучи солнца и олень из детства. А она осталась в Лондоне, смотрела на темное небо, где один за другим зажглись огни военных самолетов.

Во время Второй мировой войны Лондон был почти полностью разрушен.

P.S. На прощание Фрейд подарил Льюису книгу «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» британского писателя и проповедника 17 века Джона Баньяна. Пожалуй, стоит добавить ее в список книг на лето. А также «Просто христианство» – сборник выступлений К.С. Льюиса на BBC во время Второй мировой войны, многим они помогли преодолеть испытания. 

Текст: Полина Виноградова