В рамках 46-ого Московского международного кинофестиваля (ММКФ) состоялась премьера фильма Владимира Аленикова «Мятежники». Фильм повествует о жизни воспитанников интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поговорили с режиссером о важности поднимать в кино социально значимые темы.
Сейчас часто говорят о том, что в современном российском кино мало проектов для молодежи. Таких, чтобы подростки узнавали в героях себя и чему-то у них учились. Особенно не хватает социально значимых лент, таких как «Чучело», «Дорогая Елена Сергеевна», «Вам и не снилось». Новый фильм «Мятежники» режиссера Владимира Аленикова затрагивает острые вопросы: его герои — дети с ограниченными возможностями здоровья, живущие в интернате. Но на самом деле они могут безгранично много — если у них появляется общая цель. О том, зачем нужны такие фильмы и кто их зритель, мы поговорили с Владимиром Алениковым.
Я занимаюсь проектом уже несколько лет. Все эти годы я погружался в жизнь детских домов, узнавал, как в них живут дети, собирал их истории. Сначала написал книгу «Мятежники», потом сценарий, долго искал финансирование. В моем возрасте не хочется делать ничего проходного, только то, что может повлиять на реальность, изменить ее к лучшему. В 2013 году вышла моя лента «Война принцессы»: премьера состоялась на ММКФ, ее показали еще на нескольких фестивалях. Там речь идет о ксенофобии, межнациональной розни. Это моя история Ромео и Джульетты: кавказский мальчик и русская девочка, подростковые банды. Фильм в широкий прокат так и не вышел, поэтому ничего и не изменил. Но на спецпоказах подростки реагировали очень бурно, со слезами говорили: «Я больше никогда так не буду относиться к людям», их эта картина сильно задевала. Но, к сожалению, увидели ее единицы. Надеюсь, у «Мятежников» будет другая судьба. Мне хочется, чтобы фильм обратил внимание общества на детей, которые находятся на обочине жизни, выброшены из нее. Ведь среди них есть такие светлые, очень талантливые личности! Несмотря на жуткие судьбы, они дети, у них есть мечты, которые хочется реализовать. И у некоторых получается.
Музыка, на мой взгляд, превосходная, — авторства композитора Варвары Рогович, а песню «Поезд», которая звучит в финале, мы с Варварой написали вместе. «По трамвайным рельсам» Янки Дягилевой я выбрал потому, что она идеально подходит «Мятежникам» по духу.
В отличие от прошлых поколений, это дети, для которых нет границ, интернет их полностью стер, подросткам открыт весь мир — конечно, менталитет сильно изменился. Да и вообще они растут совсем в другой реальности. Например, не знают, что такое железный занавес, когда заграница казалась космосом. Но мне бы хотелось, чтобы они видели жизнь с разных сторон и понимали, что есть люди, такие же как они, которым гораздо тяжелее.
Главное: мы не должны отказывать им в праве на жизнь среди нас. Они изолированы, отрезаны от общения. Контроля над учреждениями, в которых они живут, очень мало, дети полностью предоставлены воспитателям, а они далеко не всегда хорошие люди.
Это во многом зависит от учителей, а воспитание учителей — от того, как учат их самих. Я бы начал с изменений в подходе к образованию в пединститутах, где должны не просто давать знания, но прививать чувство личной ответственности за то, какими вырастут наши дети.
1. Фильмы Чарли Чаплина «Новые времена», «Огни большого города», «Великий диктатор», «Золотая лихорадка», «Цирк» — эти гениальные картины воспитывают любовь и сострадание к маленькому человеку.
2. «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана.
3. «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета: в фильме хорошо объясняется, что такое демократия.
1. «Книга Джунглей» Редьярда Киплинга: воспитывает уважение к братьям нашим меньшим.
2. «Рассказы о животных» Эрнеста Сетона-Томпсона.
3. «Легенды и мифы Древней Греции» и Библия — на них основана вся культура.
Непокорная юность, непобедимая любовь. Знакомьтесь, будущие звезды российского кино! Юные артисты из фильма «Мятежники» Владимира Аленикова стали героями февральского номера журнала «Современное здоровье».
Интервью: Полина Виноградова