Каждый сам решает, в какой цвет раскрасить черный

Каждый сам решает, в какой цвет раскрасить черный

Режиссер и дипломированный психолог, а в прошлом бизнес-аналитик, Елена Елагина, рассказала журналу «Современное здоровье» о том, как однажды решила кардинально поменять свою жизнь – и посвятить себя кино.

Жанр своего дебютного полнометражного фильма «Унция жизни» Елена Елагина обозначила как «психологическая киномедитация».  История художницы Алены, которая старается найти компромисс между творчеством и семьей, по словам режиссера, основана на общих архетипах – как метафорические карты, в которых каждый видит что-то свое. 

Поговорили с Еленой Елагиной о смелости начать все с начала и доверять своим мечтам. 

Елена, в вашей жизни был тот самый переломный момент, когда вы решили кардинально поменять все – профессию, город, образ жизни. Но этот поворот на 360 градусов ведь не в один момент произошел?

Мой путь поиска себя занял много времени –  было много проб и гипотез, я училась слушать себя, свои чувства. Я нашла свое предназначение только в 35 лет.  До этого моя жизнь была компромиссом между тем, что надо и тем, что я хочу. Мне всегда нравилось фотографировать. И еще до переезда в Петербург, когда я жила в Новосибирске, я делала фотосессии для друзей в стиле известных фильмов.  Мне хотелось творчества – я ходила на танцы, занималась живописью, обожала кино.

Тем не менее вы получили экономическое образование и работали бизнес-аналитиком.

Тогда, в Новосибирске, чтобы заняться профессионально фотографией и тем более кино у меня не хватило уверенности в себе. Мне все говорили, что этим деньги не заработаешь, а в сфере кино все строится на связях и с этим я не могла поспорить. Когда я приехала в Петербург, меня поразила атмосфера свободы, я почувствовала, что мне легко дышится, и я смогу здесь проявиться. Я поняла, что хочу остаться. Через полгода я переехала. И стала пробовать себя в творческих профессиях – работала дизайнером, моделью, event-менеджером, наконец, открыла свою фотошколу. Я как будто раскапывала почву в надежде найти клад. 

А на кино как решились?

Я уверена, что режиссерами не становятся, а рождаются. У меня всегда были качества режиссера – определенное видение кадра, стиль, вкус, наблюдательность, интерес к людям, к психологии. Я помню момент, когда ко мне пришло понимание, чего я действительно хочу. Прежде мне как будто чего-то не хватало. Кажется, все хорошо: любимый муж, ребенок, свой дом, успешная онлайн-школа. Но я чувствовала какую-то пустоту. Когда я летела на конференцию, в самолете прочитала книгу Игоря Манна «Номер 1.Как стать лучшим в том, что ты делаешь». Я стала размышлять, какие у меня сильные стороны, что мне нравится: я провожу фотосъемки, пишу истории, обожаю общаться с людьми, мне интересны разные характеры. Как и где я могу это все соединить? В кино! И я пошла учиться на режиссера в Высшую школу режиссеров и сценаристов при Ленфильме.

Вам было сложно освоить новую профессию практически с нуля?

Нет, наоборот, во время учебы я радовалась как ребенок, даже когда что-то не получалось, воспринимала процесс как игру. Трудности возникли позже, когда надо было собрать свою команду и найти своего оператора, которому я могу во всем доверять. 

«Унция жизни» ваш первый полнометражный фильм, до него вы сняли несколько короткометражек, расскажите, чем они интересны?

Мой кинодебют – учебная работа «Выбор». Надо было снять молчание актера в кадре, показать произошедшую с ним внутреннюю перемену – без слов. Тогда я поняла, что в кино важна работа режиссера с актером.  А еще, как важна каждая деталь, если нужно показать блокнот и авторучку на столе, ты должен продумать, какие именно блокнот и авторучка тебе нужны – ничего примерного, случайного. 

Второй фильм «Признание» тоже был без слов, он длиться всего 6 минут. Это во многом моя история, но она близка всем, она вне времени – про поиск себя. Я хотела показать классический Петербург под звуки фортепиано. И музыку для фильма написал мой преподаватель по фортепиано, композитор Роман Халиуллин, музыка создает нужную атмосферу.

Еще одна короткометражка – «Мой Ламборгини ярко-желтого цвета» – одна локация  и всего два актера – нет событий, спецэффектов. Это был мой первый серьезный опыт работы с актерами. Через диалоги надо было донести весь смысл и не перейти тонкую грань между искренностью и фальшью. Мы все сняли за одну смену. 

«Подарок Вселенной» – это уже почти полный метр, тогда 35 минут для меня был большой хронометраж. Правда, я его немного сократила для участия в фестивалях короткого метра. Но это уже был мини фильм с несколькими сюжетными линиями, массовой сценой – вечеринка с танцами, где задействованы 11 актеров. Кроме того, это был мой первый опыт работы с интимными сценами.

Как бы вы ответили на вопрос, зачем смотреть ваши фильмы?

Все мои фильмы о том, чтобы жить сейчас, верить в себя и ничего не бояться. В них обязательно присутствует внутренний конфликт героя и работа над собой, которая требуется. чтобы достичь своей мечты. 

Вы закончили Академию профессионального коучинга и психологии как практикующий психолог и даже получили международный сертификат в Эриксоновском университете (Канада). Психологическое образование помогает в работе?

Конечно, я и пошла учиться на психолога, потому что хотела понять, как устроена психика, какие людьми движут мотивации в тех или иных ситуациях, их сомнения. Мне это надо было для написания сценариев. Во время практики я общалась с разными людьми – мне удалось нащупать общие болевые точки и выстроить их в систему архетипов на основе реальных историй людей. Я их заложила в мой первый полнометражный фильм «Унция жизни», поэтому, я уверена, он откликнется зрителям, они узнают в нем что-то себе близкое. 

Можно сказать, что фильм основан на реальных событиях?

Нет, важно подчеркнуть, что это, все-таки, художественный сценарий. Он основан не на реальных событиях, но только на архетипах, которые я выявляла в том числе с помощью анкеты, которую анонимно заполняли мои клиенты. Архетип – это собирательный образ, те проблемы, которые так или иначе беспокоят большинство из нас. К тому же, я переписывала сценарий фильма 13 раз – от начала до конца. Так что это фантазия на пересечении с реальностью. 

Почему вы снимали в ч/б?

Я намеренно сняла черно-белое кино. Это усиливает драматургию, подчеркивает внутренние переживания героя. Есть психологическое исследование, согласно которому человеку легче увидеть главное в фильме, если мозгу не надо обрабатывать цвет. Таким образом я решила убрать все, что не важно, и заострить внимание на эмоциях, на чувствах. С помощью свето-тени мы усилили внутренний конфликт. Каждый зритель сам решит, в какой цвет раскрасить черный и его оттенки.

По сюжету главная героиня - художница Алена старается найти компромисс между желанием заниматься творчеством и посвятить себя семье. Ей это удалось?

Сначала моя героиня была готова бросить свою карьеру, отказаться от искусства ради мужа и ребенка. Но со временем она поняла, что не может без творчества, это и есть ее стимул в жизни.  Начались поиски компромисса. Она больше не готова жертвовать своей мечтой и старается найти решение. Я хотела показать, как важно проговаривать со своим партнером то, что ты на самом деле хочешь, а не выдавать за свои желания стереотипы, навязанные обществом. Удастся ли договориться, найти тот самый компромисс – зависит от отношений в семье. Лично я за компромисс, но многие семьи рушатся именно из-за неумения найти приемлемое для обоих решение, чтобы всем было хорошо. 

То есть Алена нашла компромисс?

Да, она находит компромисс, но какой именно – остается за кадром. С самореализацией героини все четко: профессиональный рост и изменения. Что она решила со своим мужчиной каждый зритель поймет, исходя из своей картины мира. Это как метафорические карты, в который каждый видит что-то свое. 

Где можно посмотреть ваши фильмы? 

Мои предыдущие фильмы можно посмотреть на сайте, посвященном фильму «Унция жизни» – в разделе «О режиссере» есть ссылки на бесплатный просмотр всех короткометражек. 

Премьера запланирована на 27 июня. 

Беседовала Полина Виноградова