Фильм «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина в первый уикенд проката выбился в лидеры и по кассовым сборам, и по количеству упоминаний в прессе – на грани восторга и хейта – в духе романа Булгакова.
Новый фильм нельзя сравнивать с предыдущими экранизациями «Мастера и Маргариты». Да и называть версию Михаила Локшина «экранизацией романа» не совсем правильно. Это авторский взгляд на современность сквозь зеркало одной из главных книг 20 века – как и все несгорающие рукописи она отражает актуальные проблемы не только своей эпохи, но и последующей. То есть наш 21 век и еще точнее 2024 год – с его открытым, пугающим финалом, в котором кто-то видит надежду на воскресение, а кто-то конец старой и начало новой главы.
Можно сказать, что сюжет романа режиссер использовал как раму для этого зеркала. Он туда поместил булгаковских героев в Москве 1930-х, библейских персонажей в «ненавидимом прокуратором Ершалаиме», фрагменты биографии самого Михаила Булгакова и что-то личное для каждого из нас. И это личное каждый видит по-своему – поэтому трактовки зрителями фильма и его финала такие разные.
Михаил Локшин ведет с нами диалог – и это обращение к современникам посредством классической литературы сегодня очень важно. А зрелищные средства кинематографа– умопомрачительные декорации и костюмы, спецэффекты и «колдовские трюки» – самый верный способ привлечь к важному диалогу широкую публику в том числе молодых людей, которым предстоит исправлять ошибки прошлого и которые, хочется в это верить, сумеют их не повторить.
«Мастер и Маргарита» снят с размахом голливудского фэнтези, но в тоже время в романтической стилистике ар-деко. Здесь вообще много контрастов: хрупкость человеческой жизни и сила воли, аристократизм Маргариты с ее буржуазным бытом и скромность Мастера с его аскетичным образом жизни, бескомпромиссность настоящего таланта и приторная фальшь идеологических стихов…И, конечно, главный контраст – зло и благо – совершенное той же силой, что хочет зла, по ведомой только ей, этой силе, причине.
Лейтмотивом звучит тема цензуры и подзабытая сегодня истина о том, что выбор между Богом и Дьяволом не предполагает компромисса.
Впрочем, режиссер не настаивает на глубоком прочтении своего фильма. Да, он доставил это удовольствие зрителям, которые ищут смыслы, а где не находят – сами их создают (или придумывают). Но можно ведь просто наслаждаться красивой картинкой. Вот Маргарита, нервная, изящная, в шляпке и элегантных платьях (костюмы Галины Солодовниковой – это отдельное произведение искусства, не случайно они сейчас выставлены в Музее Булгакова) бредет по улицам Москвы. Джазовый оркестр и кабаре развлекают литераторов. Эффектный сеанс черной магии, завораживающий Бал Воланда в старинной особняке, изнывающая от жары Иудея, величественная Москва, от вида которой – с высоты ведьминского полета – захватывает дух.
Интерес к фильму подогрет и международным актерским составом: главные роли исполнили Юлия Снигирь и Евгений Цыганов, немецкий актер Аугуст Диль – Воланд, датчанин Клас Банг – Понтий Пилат, один из самых талантливых российских актеров Юра Борисов озвучил Кота Бегемота. Звезды задействованы там и в эпизодах, например, Леонид Ярмольник – в роли доктора Стравинского. А также сложными перипетиями выхода картины, снятой в 2021 году и до этого момента пролежавшей на полке.
И, вопреки всем попыткам отыскать в фильме причины для критики, надо признать, что получилось великолепно.
Текст: Полина Виноградова