Самбо - это способ развития личности. В прокат вышел фильм «Ле...

Самбо - это способ развития личности. В прокат вышел фильм «Легенда о самбо»

Сегодня в день 85-летия самбо в широкий прокат выходит фильм «Легенда о самбо», посвященный истории создания этого вида спорта ( самбо - единственный признанный вид спорта, официальный язык которого - русский). У его истоков стояли три человека, с абсолютно разной судьбой и мировоззрением: Василий Ощепков, Виктор Спиридонов и Анатолий Харлампиев. Их объединяла только общая идея - создать национальный вид борьбы. В главных ролях снялись Вольфганг Черни, Дмитрий Павленко и Антон Вохмин - все актеры тренировались под руководством мастеров Всероссийской Федерации самбо. Накануне выхода фильма в прокат режиссер Андрей Богатырёв рассказал журналу «Современное здоровье» о том, что мы можем взять из философии самбо и японских боевых искусств, чтобы в мире стало меньше зла и больше достоинства.

Фото: Элина Борганова Мы встретились с Андреем Богатырёвым за час до начала пресс-показа, пока не начали собираться зрители

Андрей, в фильме много боевых сцен, артисты долго тренировались? И помимо физической подготовки имела ли для вас значение философия, на которой основаны боевые искусства?

Все актеры раньше занимались боевыми искусствами, кроме Вольфганга Черни, зато он занимался капоэйра и боксом, и примерно за месяц научился основным приемам самбо. Но никто из них не знал историю создания этого вида спорта и имен людей, стоящих у его истоков. Да, для меня самбо - это прежде всего философия, в основе которой победа над собой и развитие личности. В спорте развитие личности происходит через тело и дух. Но для меня ключевым моментом  было уважение к сопернику - то, чего нам не хватает в современном мире. Понятия уважение и честь надо вернуть и в жизнь, и в кино. В свое время на меня большое впечатление произвел фильм «Выход дракона» с Брюсом Ли. Он хорошо передал это состояние скорби от того, что вынужден был убить своего соперника. Он относился к нему как к равному.  Если ты уважаешь соперника, ты уважаешь себя  и наоборот, если ты не уважаешь соперника, ты и себя не уважаешь, это проблема нашего мира, которую нам надо решать. 

Но у каждого героя разные представления о чести. Здесь вообще возможно прийти к единому знаменателю? 

У нас три разные концепции. Василий Ощепков вернулся из Японии, где обучался в духовной семинарии при православной миссии, он увлекся боевыми искусствами и получил пояс мастера джиу джитсу, там же у него  сформировалось представление о чести. Виктор Спиридонов на пути к тому, чтобы стать мастером, постепенно он проходит преображение. Но изначально он выступает за самбо как спецоружие, которое не должно быть в руках всех. А Ощепков наоборот считает, что самбо должно быть достоянием всех, как средство развития личности. Соединит эти две концепции их ученик Анатолий Харлампиев в своей книге, которая пользовалась большим успехом, 

Как вы узнали эту историю? Вы читали роман Олега Роя «Белый квадрат», также посвященный созданию самбо? Когда я его читала, как раз думала, что это этот сюжет просится на экран. 

Нет, к своему стыду, о романе Олега Роя не знал, хотя мне нравится его творчество. А он ничего не знал про наш фильм. Мне сценарий принес Георгий Шенгелия и от него я впервые узнал эту историю. Мы около двух лет не могли закончить фильм, были проблемы с финансированием, и так случайно получилось, что все сложилось именно в год 85-летия самбо. 

Мне показалось, что 1920-30-е гг. стилистически показаны условно и вы не старались достичь максимального соответствия историческому периоду. 

Мы хотели заявить конструктивизм в стилистике съемки. 1920-30-е гг для нашей страны ознаменовались зарождением многих тенденций - революция во всем. Россия тогда была самая передовая страна в мире в плане искусства и спорта. Самбо - это тоже символ  времени новизны. Мы стремились отразить эпоху не в деталях, а в композиции и цветовой гамме. 

Вы - автор абсолютно разных фильмов - «Иуда», «Красный призрак», недавно прошедшей в прокате комедии «За Палыча!», сейчас - «Легенда о самбо». У них есть общий лейтмотив? Что вы прежде всего хотите донести до зрителей, когда снимаете кино?

Я очень люблю роман «Герой нашего времени» Лермонтова и фильм «Криминальное чтиво» Тарантино. Эти два произведения для меня всегда служат неким ориентиром. Я снимаю фильмы о судьбе человека. Я уверен, что божественный план присутствует всюду - в природе, в нашей жизни, он приводит все в состояние гармонии - и то, что сначала казалось провалом, в итоге приведет тебя к тому, что все получится именно так как надо. 

Поэтому в моих фильмах судьбы героев так переплетены, чтобы было видно -  за этим скрывается какой-то высший план и все обернется согласно этому плану. Героям нужны испытания, чтобы они стали теми, кто они есть. Так что в своих фильмах я всегда стараюсь показать пересечения наших судеб. 

У вас были такие безвыходные ситуации, которые в итоге приводили к чему-то новому, лучшему?

У меня всегда так происходит. Я считаю, что если в итоге получилось - это божественный план, а если не получилось - ты сам виноват. Я довольно критично к себе отношусь. 

А как вас нашел еще один необычный исторический сюжет - история «Красного призрака»? Сейчас это ваш самый успешный фильм.

Этой идеей со мной поделился актер Павел Абраменков. Мы написали, что сюжет основан на реальных событиях, но кино не несет информационной правды, в кино, чтобы оно получилось живым и настоящим, главное показать чувства и переживания людей. А чувства не воссоздать по документам. Часто киноискусство - это попытка обобщить историческое явление и возвести его в образ. «Красный призрак» - это образ неизвестного солдата. Важно, что это не конкретный человек, это образ - и поэтому все происходящее следует рассматривать как притчу. 

Мы снимали  под Калугой, в деревне Низовское, там же долго собирали сценарий - брали интервью у ветеранов, они много нам подсказывали именно по самой фактуре военной жизни. Весь фильм сняли в этой деревне. 

Почему в 2014 году вы решили экранизировать рассказ «Иуда» Леонида Андреева. Вы затронули актуальную тему, о которой постоянно надо напоминать.

Я учился во ВГИКе и на лекциях по русской литературе загорелся этим произведением, прочитал на одном дыхании, и сказал себе, что я должен его экранизировать. И мне предоставился такой шанс. Но тогда как личность я не был готов к этой теме, много ошибок совершил, но много отразил и важных вещей. А вот актер Алексей Шевченков, наоборот, был готов к этой роли и по праву получил за нее награду на ММКФ. Этот фильм - прежде всего актерская победа. Тогда я не почувствовал интереса к картине, но со временем она стала смотреться лучше и, к сожалению, актуальнее. 

Но зрители в России очень критичные и инертные. Чтобы заманить публику в кино нужно много рекламы. Пропала культура хождения в кинотеатры.

Этому способствовала популярность сериалов?

Зрители и до развития индустрии сериалов не особо ходили в кино, прокат редко окупает фильм. Сейчас я очень жду, когда сформируется нишевый зритель, и кинопрокат станет более системным. Я думаю это произойдет со сменой поколений, придет новый язык - сейчас жанровое кино грешит формализмом  и требует, чтобы было красиво и правильно. Надеюсь, что со временем кино станет более живым, человечным.  Зрителям нравятся живые фильмы о людях, где за каждым героем есть целый мир, и за тем, как этот мир развивается и меняется на наших глазах, интересно наблюдать. В сериалах это как раз проявляется, поэтому сейчас сериалы победили кино, но это проблема кино. Я рад, что снимается много прекрасных сериалов. Например, я посмотрел первую серию сериала «Ласт Квест» который снял актер Петр Федоров, и теперь с нетерпением жду вторую. 

Я видела в ваших соцсетях фотографии со съемок вашего нового фильма «Золото Умальты» - безумно красивые пейзажи Карелии. О чем этот фильм?

Сейчас вместе с киностудией ЛенДок мы снимаем фильм «Золото Умальты», по жанру это истерн. В главных ролях задействованы Софья Эрнст, Павел Деревянко, Вольфганг Черни, Алексей Шевченков и другие. Это моя «Омерзительная Восьмерка». По сюжету  разные люди на фоне исторических событий 1917 года ищут золото. Все они одинаково плохи, и до последнего зритель не знает, кто окажется лучше всех. Да, мы снимали в Карелии и в Хабаровском крае, и по-моему, такого в российском кино еще не было. Здесь снова судьбы героев переплетаются на фоне больших исторических перемен.

Что каждый из нас прямо сейчас может сделать, чтобы стать лучше?

Здесь формула простая: относись к другим так, как хочешь чтобы относились к тебе. Сейчас во всем мире установились двойные стандарты. Но все мы люди и делаем ошибки. И это понимание должно нас приблизить к светлой эпохе, когда мы начнем друг друга слышать и понимать. 

Что вам помогает в трудные моменты не отчаиваться? 

Живи так, как будто с тобой рядом Иисус Христос, он твой друг, и ты всегда можешь ему сказать «Слушай, брат, мне как-то грустно» или спросить «Посоветуй, как поступить?». Ты что-то делаешь, а  он на тебя смотрит и думает «Как ты классно поступил» или «Да, старик,  ты что-то не то сделал, надо исправлять». 

И напоминайте себе почаще его простые слова о человечности и прощении. 

Беседовала Полина Виноградова