Валиева, Киселева и Легков обсудили фиджитал-спорт на фестивал...

Валиева, Киселева и Легков обсудили фиджитал-спорт на фестивале VK Fest

В этом году одной из тем лектория, организованного проектом «Игры Будущего» и Российским обществом «Знание» на крупнейшем российском музыкальном фестивале VK Fest стала «Фиджитал-трансформация. Новые технологии в спорте». В познавательной дискуссии приняли участие Олимпийская чемпионка 2022 года в командном турнире фигуристов Камила Валиева, трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Мария Киселева, олимпийский чемпион 2014 года в лыжной гонке на 50 км Александр Легков и обладатель Кубка России по футболу в составе московского «Локомотива», победитель пятых «Фиджитал Игр» Александр Шешуков.

Спикеры рассказали о том, что такое фиджитал-спорт и объяснили, как проходят соревновании на практике. Ключевая идея — фиджитал-спорт комбинирует компьютерные виды спорта с привычными физическими. Так, участники соревнований по футболу в начале играют в киберфутбол на экране, а затем — в реальный футбол на поле. Это новый тренд, который сочетает в себе спорт, видеоигры и шоу. Неудивительно, что эта тема возникла именно на VK Fest, который выступает за здоровый отдых, уделяет особое место спорту, образованию и благотворительности, а главное — тоже объединяет в себе тренды из разных сфер: от музыки и спорта до видеоигр и технологий.

«Фиджитал — это новый вид спорта, который был официально признан в России 31 января 2023 года и представляет собой функционально-цифровое двоеборье. Это потрясающе и интересно, — начала дискуссию в лектории фестиваля Мария Киселева. — Я только что вернулась из Казани, где проходили фиджитал-игры по скейтбордингу. Фиджитал-игры проводятся в преддверии «Игр будущего», которые впервые состоятся с 23 февраля по 2 марта 2024 года в Казани. Они будут проводиться по новым дисциплинам с использованием современных технологий, цифровой среды и физической активности. Формат соревнований подразумевает использование последних разработок в области киберспорта, робототехники, дополненной и виртуальной реальности, информационных технологий и искусственного интеллекта. Призовой фонд соревнований составит $25 млн. Чтобы в них победить, недостаточно быть гуру в компьютерных играх, потому что нужно проводить трюки вживую. Но и мало быть просто хорошим спортсменом, не имеющим представления о новых компьютерных технологиях. Объединение реального спорта и компьютерной игры — современная, отличная, классная и очень нужная идея, благодаря которой тех, кто проводит много времени за компьютерами, мы выводим на стадионы. Это наше здоровье, наше долголетие. А тех, кто уже в спорте, мы, наоборот, погружаем в компьютерный мир, где они приобретают новые навыки, потому что наш мир идет вперед, и будущее без компьютеров просто невозможно».

В России фиджитал продвигают организаторы «Игр будущего» — так называется международный турнир, который пройдет в 2024 году. Призовой фонд составит $25 млн, который поделят победители 16 дисциплин. На проведение Игр претендовали Москва, Петербург, Калуга и федеральная территория «Сириус» в Сочи, но в итоге он достался Казани. 

Шестнадцать дисциплин «Игр будущего» были сгруппированы в пять челленджей: спортивный (футбол, бои, хоккей и другие направления в формате фиджитал), тактический (игры жанров шутер и Battle Royale, совмещенные с лазертагом), боевой (Dota 2 или LoL + Phygital Super Final), прохождение игр на скорость и технический (дрон-рейсинг и Beat Saber).

Для подготовки к соревнованию в столице Татарстана в сентябре 2022 года прошли первые Фиджитал Игры по четырем дисциплинам: гибридные футбол и баскетбол, гонки дронов и VR-игра Beat Saber. В ноябрьском турнире к этому списку добавились фиджитальные гонки и единоборства – на экране и в реальности. Заезду и выходу в октагон предшествовали высокие скорости в автосимуляторе Assetto Corsa и апперкоты в Mortal Kombat. Конечно, для спортивных симуляторов найти пару просто, но у некоторых популярных киберспортивных дисциплин нет аналогов в реальном мире, так что приходится экспериментировать.

Проходят и детско-юношеские турниры. Например, в октябре в «Первых московских школьных играх» соревновались 175 участников. В программу были включены три дисциплины: «Баскетбольное двоеборье», «Тактический бой» и «Танцевальный марафон».

Осенние соревнования в Казани были международными. В фиджитал-боях участвовало шесть команд из четырех стран: России, Казахстана, Ирана и Беларуси (по два бойца в каждой).  На соревнования в 2024 году принять участие планируют представители более ста стран! Турнир для двух тысяч фиджитал-атлетов продлится девять дней, и ему будет предшествовать многоуровневый отбор.

«Это будут масштабные игры, которые объединят большое количество людей, как геймеров, так и спортсменов. Из тех видов спорта, которые там представлены, лично мне не хватает синхронного плавания. Я думаю, что Камила Валиева скажет, что можно добавить фигурное катание, легкую атлетику, вовлекая как можно больше людей. И для этого у нас есть потенциал», — сказала Мария Киселева.

В России есть уже и первые спортобъекты, заточенные именно под гибридные соревнования. В сентябре в Кемерове на площадке нового многофункционального спорткомплекса «Кузбасс Арена» открыли фиджитал-центр. Здесь в киберспортивном пространстве площадью 260 кв. м² оборудована зона c компьютерами и консолями Sony Playstation, зал для VR, а также место для отдыха гостей, раздевалки и душевые. На «умной» спортивной площадке можно будет заниматься мини-футболом, баскетболом, панной (разновидность уличного футбола) и воркаутом. Предусмотрена система рейтинга посетителей, который формируется за счет показателей цифровой и физической активности на площадке.

Интерес к фиджиталу проявляют и в других регионах, например, на уровне университетов. На текущий момент организаторы «Игр Будущего» подписали соглашения уже с 39 вузами. Среди них – РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Высшая школа экономики, Дальневосточный федеральный университет, Университет Синергия, Университете Иннополис и другие учебные заведения.

Сейчас в России киберспортом интересуются 15,4 млн человек, а профессионально занимаются более 4 тыс.  По данным Statista, в 2022-м выручка рынка этого вида превысит $1,4 млрд. В ближайшие пять лет она должна расти на 10% в год, то есть к 2027-му составит уже $2,23 млрд. Сегмент спонсорства и рекламы в киберспорте занимает более половины объема рынка или около $792 млн в 2022 году. К 2027 г. количество пользователей на рынке киберспорта приблизится к 721 млн человек.

«А я бы хотела принять участие в разработке видеоигры про фигурное катание, — озвучила свою мечту на VK Fest Камила Валиева. — Знаю, что попытки уже были, но пока это все не то, по сравнению с баскетболом или футболом. Но я бы с удовольствием поучаствовала, что-то подсказала и даже сама бы поиграла, особенно в период отдыха, когда нет соревнований. Но пока современных технологий, которые могли бы помочь фигуристам, крайне мало. Даже физическую форму в межсезонье спортсмены поддерживают традиционно: бег, общая физическая подготовка, развитие выносливости. В основном новые технологии в фигурном катании применяются именно на соревнованиях. Благодаря им, стали виднее какие-то недокруты прыжков и технические моменты. В тренировках лично в нашей группе тоже есть видеокамера. Мы смотрим запись и видим, где получилось хорошо, а где плохо. Но в сложных элементах, например, четверных прыжках, у нас все по старинке. Больше прыгай, знай технику прыжка… Быстрее. Выше. Сильнее».

Александр Легков веско заметил, что при создании «Фиджитал Игр» по лыжным гонкам или фигурному катанию могут возникнуть определенные сложности. «Все, что связано с фиджитал-играми, сейчас касается футбола, бокса и хоккея, но в фигурном катании, художественной гимнастике, фигурном катании фиджитал представить пока сложно. Хотя сама идея совмещения – прекрасна», — отметил он. — Пока в лыжном спорте формат фиджитал может быть представлен только специальным тренажером «тредбан», позволяющим при желании загружать на экран любую трассу. Но все, что касается «Фиджитал Игр», это здорово, это новые технологии и тенденции. Сейчас дети пропадают в телефонах, а будут заниматься этим спортом».

«Соревнования по фиджитал-футболу — это очень позитивный опыт, — в свою очередь поделился опытом победитель пятых «Фиджитал Игр» Александр Шешуков. — Сочетание профессионального футбола и компьютерного спорта — формат очень интересный, все прошло динамично. Впечатления незабываемые. Турнир проходил пять дней. Мы выиграли у бразильцев как в киберспорте, так и на футбольном поле».

После дискуссии Александр Легков и Александр Шешуков побывали в «Фиджитал Боксе» — развлекательной площадке, специально организованной проектом «Игры Будущего» для гостей фестиваля. Спортсмены поприветствовали поклонников активного образа жизни и компьютерных игр и вручили призы участникам танцевальных соревнований Just Dance.

Самые активные гости смогли поучаствовать в квесте, получить призы и подарки от организаторов. Прославленный баскетболист Андрей Кириленко подписал баскетбольные мячи для гостей фестиваля, победивших в турнире по фиджитал-баскетболу.

Оксана Барциц