Темная сторона корпоративов

Темная сторона корпоративов

Заимствованные у западного бизнес-сообщества корпоративы стали неотъемлемой частью российской культуры. Как перенять опыт иностранцев, не допустив собственных ошибок, что такое служебный этикет сотрудника, как вести себя на корпоративе, рассказывает семейный психолог, писатель, академик РАЕН, доктор культурологических наук, профессор Андрей Викторович Зберовский.



Коммуникация с руководством

Корпоратив — идеальная, а иногда и единственная возможность познакомиться поближе с начальником или собственником бизнеса. Сесть рядом за столик, сделать комплимент, пригласить на медленный танец, произнести хвалебный тост, поговорить «по душам» — то есть нарушить все существующие правила этикета сотрудников. Результат — либо повышение по службе, либо увольнение.

Из зарубежного опыта:

  • Высшие руководители не посещают такие вечеринки или ограничиваются поздравлениями в самом начале, после чего спешно уходят.
  • Топ-менеджеры находятся вне зоны личного доступа: сидят за отдельным столом и не участвуют в праздновании.
  • Руководитель всегда помнит: интимные отношения с подчиненными портят его имидж.

Обиды и кризисы в семьях сотрудников

Приглашение сотрудника в единственном лице — экономия бюджета предприятия и причина семейного скандала. Очень часто подобные ситуация заканчиваются плачевно в прямом и переносном смысле…

Если же руководство пускает все на самотек, то сценарий новогоднего корпоратива отсутствует, а список приглашенных неограничен. Для присутствующих такой веселый новогодний корпоратив может закончиться как минимум ссорой в коллективе и понижением имиджа компании.

Из зарубежного опыта:

  • Приличные компании, проводя корпоратив, делают пригласительные на супружеские пары. Менеджеры по работе с персоналом раздельно рассаживают семейных и незамужних сотрудников.
  • Поощряется посещение корпоратива вместе с детьми. Их присутствие дисциплинирует родителей и удерживает их от необдуманных поступков, помогает провести профориентацию подрастающих кадров компании.


Служебные романы

Любовные связи внутри компании нередко начинаются и разрушаются именно после коллективных празднований, когда в состоянии алкогольного опьянения в коллегах просыпается любвеобильность и засыпает деловой этикет сотрудников.

Около 30% служебных романов начинаются именно на корпоративах, но только 10% из них приводят к созданию семьи.

Из зарубежного опыта:

  • Жесткий тайминг торжества: все прекращается как раз тогда, когда люди избавились от комплексов
  • Директора и менеджеры по персоналу систематически напоминают сотрудникам о дресс-коде, правилах приличия, количестве потребления спиртного.

Репутация и имидж компании

Под воздействием алкоголя человек иногда демонстрирует незамеченные в нем ранее качества: заносчивость, гнев, грубость, зависть, похоть. Отсюда оскорбления, скандалы, драки, вызов сотрудников правопорядка. А потом публикации в СМИ, социальных сетях рушат не только судьбы рядовых сотрудников, но и деловую репутацию руководителей компании, губят перспективы бизнеса. Поэтому нужно заранее придумать и озвучить правила проведения корпоратива.

Из зарубежного опыта:

  • В серьезных организациях создаются «кодексы этики», цель которых — контроль за соблюдением правил этикета на работе и публичных мероприятиях.
  • Участников предупреждают о том, что никто не фотографирует коллег без их предупреждения и согласия. Тем более — не выкладывает в Интернет.
  • Сотрудникам, запятнавшим репутацию ранее, прямо рекомендуется приходить с мужем/женой или не приходить вовсе, либо не употреблять спиртного.

Консолидация

Если на празднике чрезмерно расхваливать работу одних отделов и критиковать других, можно спровоцировать выяснение отношений прямо на банкете. Надо использовать новогодние корпоративы для коллег во благо — для консолидации и мобилизации сотрудников. А рабочие моменты обсуждать на тематических совещаниях.

Прежде чем начнется бум новогодних корпоративов 2021, важно осознать — кому и что важнее: семья, репутация и карьера или алкогольный угар, скоротечный флирт и пошлое селфи с последующим чувством стыда за содеянное. А может, есть альтернатива — корпоратив с семьями? Учиться правильной организации корпоративов нужно на чужих, а не на собственных ошибках.