Родион Газманов: «Музыканты — дети хаоса»

Родион Газманов: «Музыканты — дети хаоса»

Мы встретились с Родионом Газмановым, чтобы поговорить о его недавно вышедшем сборнике стихотворений «Время взрослеющих истин», а получилась беседа о выборе жизненного пути, оправданных рисках и любви.

Фото: Ольга Лесли

Первый поэтический сборник — и сразу стопроцентное попадание: в вашем телеграм-канале поклонницы уже просят второй. Когда вы начали писать стихи?

Лет в 15, и получалось отвратительно. Первое произведение посвятил любимой девушке, но у нас с ней не сложилось. Наверное, стихи, за которые мне не стыдно, я начал писать лет в 19, на полях тетрадей во время лекций. Что‑то из того периода я иногда исполняю. Но в книгу они не вошли.

Вы пишете и музыку, и стихи. Как распределяются эти творческие потоки?

Если у меня в голове появляются слова, то это, скорее всего, поэзия, если слова с мелодией — песня. Я не люблю перекладывать стихи на музыку — разная форма, разная ритмика. Меня отец научил: песню нужно писать так, чтобы она «прилипала», должен быть узнаваемый припев — как якорь, который цепляет и от него никуда не деться. Чтобы превратить стихи в песню, мы пишем проигрыш, меняем порядок строк, чтобы на мелодию ложилось… Этот видоизмененный монстр не жизнеспособен. Я не могу наполнить голема жизнью.

Вы смело меняете амплуа: музыкант, поэт… А однажды рискнули начать абсолютно новую главу в жизни и оставили прибыльный бизнес ради творчества. Не страшно так резко менять курс?

Нет. Скорее, странно заниматься тем, что нравится, и бояться, что тебя не поймут. Я обожаю сцену, выступления, у каждого музыканта есть потребность транслировать свое творчество. Если страшно, возможно, надо заниматься чем‑то другим.

То есть вы всегда знали, что рано или поздно посвятите себя музыке?

Когда детский период творчества закончился, я не понимал, что мне интересно в музыке, поэтому заниматься ею не хотелось. Я пошел учиться в Финансовую академию, потом десять лет работал по специальности. Правда, в какой‑то момент создал группу «ДНК». Эта юношеская попытка реабилитироваться не увенчалась успехом, потому что я много слушал, что говорят другие: как нужно выступать, какие мелодии писать. Стоило перестать обращать внимание, и все пошло как надо — появились песни «Гравитация» и «Парами», которые попали в хит‑парады. Так что да, можно искать в советах рациональное зерно, но если постоянно слушаешь чужое мнение, никогда не создашь ничего своего.

Родион Газманов — бизнесмен и Родион Газманов — музыкант сильно отличаются? Приходится надевать разные социальные маски?

Я называю это не масками, а гранями. Каждый человек многогранен. Причем ту сторону, которую он показывает при знакомстве, вы будете видеть весь период вашего общения. Родион Газманов — музыкант существует всегда. Сейчас я постарался все административные вопросы поручить команде. Но раз в неделю появляется Родион Газманов — бизнесмен и пугает музыканта, который забивается в самый дальний угол и просит, чтобы это все скорее закончилось.

Недавно я осознал, почему выбрал только творчество. Нельзя служить двум богам, быть бизнесменом и музыкантом. Я знаю много примеров — и ни одного хорошего. Музыканты — дети хаоса, из него мы вытягиваем слова, рифмы, строчки, которые потом заставляют людей переживать, плакать, смеяться, отрываться на концертах. Здесь жесткое бизнес‑администрирование невозможно.

Если творчество — порождение хаоса, то никогда не знаешь, куда оно приведет. Не боитесь, что куда-то не туда?

Музыка — это же не демон, который нашептывает: разбей витрину, пни кошку. Разумеется, при работе нужно учитывать тенденции, какие‑то правила шоу‑бизнеса. И здесь включается гибрид музыканта и бизнесмена: Родион Газманов — продюсер, который смотрит, анализирует и принимает соответствующие решения.

Но когда ты творишь, отпускаешь все эти правила. В неконтролируемом потоке пишется гораздо легче и лучше. Просто надо самому себе обозначить точку на горизонте, куда хочется попасть. Тогда напишутся песни, придет в нужный момент вдохновение и все получится. Как в отношениях: будет любовь — все будет.

А на что вы готовы пойти ради любви?

Я с подозрением отношусь к вопросу «На что вы готовы?». На словах мы готовы на все. А на деле понимаем что‑то только в момент, когда оказываемся перед выбором. И иногда наше решение может удивить нас самих. Я ради любви точно не готов бросить музыку. У меня была такая ситуация, когда пришлось выбирать, и отношения закончились. Музыка — это моя жизнь, и думаю, что человек, которому я по‑настоящему дорог, не стал бы даже задавать такой вопрос.

Часто говорят, что современные женщины в целом не хотят замуж. Что скажете?

Я считаю, что женщины зависят от мужчин, а мужчины от женщин, потому что они созданы друг для друга. Это природа. И то влечение, что возникает между нами, флирт, романтика, вдохновение — все заложено при рождении. Я поддерживаю стремление женщин быть финансово независимыми, это придает им определенный вес в семье. Когда мужчина понимает, что женщина сможет прожить без него, это укрепляет союз. А еще ему хочется, чтобы с любимой можно было поговорить, рассказать о своих успехах, сравнить, у кого как прошел день. Мне нравилось, когда в отношениях я в каких‑то вопросах мог отдать лидерство девушке и она решала: «Дорогой, мы идем в театр, я нашла классный спектакль». Отлично, я сразу покупал билеты! Хорошо, когда вторая половинка проявляет самостоятельность и независимость. При этом с точки зрения этикета мужчина должен ухаживать: оплачивать ужины, поездки и так далее. Естественно, знаки внимания надо уметь принимать.

Как сохранить институт семьи в обществе, где многие чувствуют себя комфортно в гражданском браке?

Сегодня институт семьи — очень шаткая и хрупкая конструкция с учетом искушений, которые перед нами встают каждый день.

Семья — это не про независимость, это про доверие. Если ты уверен, что конкретный человек будет рядом до конца дней, сомнений, заключать брак или нет, не возникает. А если доверия нет, люди думают: «А зачем? Можно жить в гражданском браке, надоели друг другу — и без лишних хлопот разбежались».

Как вернуть это доверие?

В наших реалиях очень сложно. Институт семьи создавался поколениями, веками. Почти все наши поведенческие механизмы — это воспитание. И если вы разводитесь, то как хотите, чтобы поступали ваши дети? Я видел, как некоторые мои знакомые из последних сил друг за друга держались, договаривались, искали компромиссы, чтобы у их детей была полноценная семья. Надо признать, что общество меняется, эволюционирует или деградирует — это решает каждый для себя, но сегодня институт семьи перестал играть такую большую роль, как раньше. Вернуть его значимость для нового поколения мы можем только показывая пример крепкого брака и совместного счастья. Если примера не будет — не будет и семьи.

Институт семьи — это же еще вопрос демографии. Социологи говорят, что женщина может родить одного ребенка для себя, но второго и третьего — только для мужа и для страны

Я не представляю себе женщину, которая из чувства патриотизма пойдет рожать. Чем экономически успешнее страна, тем ниже в ней рождаемость. Это видно на примере Европы. При наличии возможностей люди воспринимают ребенка как некий якорь, который дальше не пускает. В развивающихся странах рожают по пять‑семь детей, потому что их рано приобщают к семейному труду: или в лавке пахать, или в поле сеять. У нас, к счастью, по‑другому, поэтому не надо требовать от девушек непременно родить и желательно троих. Или предложите условия, при которых дети не будут останавливать всю ее остальную жизнь.

Вы еще не создали семью. Готовы строить ее с женщиной, у которой уже есть ребенок?

Думаю, я пойму, на что готов, когда окажусь перед этим рубежом. Когда человек говорит «никогда», кто‑то наверху, дирижирующий оркестром Вселенной, отвечает: «Так, а теперь посмотрим…».  Каждый раз, когда я был уверен, что  с этой девушкой буду до конца своих дней, отношения распадались. А когда считал «Я бы не полюбил ту, которая…», как раз в такую и влюблялся. С тех пор не зарекаюсь.

И в целом, создавая в голове идеальную картинку, нужно помнить: человека, который устроит вас на 100%, не существует, и чем раньше вы это поймете, тем раньше встретите того, с кем вам будет хорошо.

Что сделать, чтобы хорошо вместе было всегда?

Самое важное — уметь разговаривать и договариваться. Когда двое молчат и копят обиды, комплексы, страхи, отношения разлетаются как елочные игрушки, упавшие на пол, их потом уже не собрать. Из честного диалога становится ясно, что вы готовы принять, а что нет. Люди узнают что‑то новое друг о друге всю жизнь.

Что вам помогает справляться с трудностями?

Есть одно волшебное слово, которое заставляет преодолевать любые сложности,— необходимость. Когда понимаешь, что вот это для тебя важно, сделаешь над собой какое угодно усилие. Плохо, сложно — есть необходимость, и она двигает вперед.

В чем вы видите свое предназначение?

Быть счастливым. Но к этому я могу стремиться в размеренном темпе.

А как понимаете, что вот оно, счастье?

Как правило, мы это понимаем, когда оно осталось позади. Но счастье — это умение. Человек должен уметь быть счастливым. Если научитесь осознавать, что в данный отрезок времени вы счастливы, то будете счастливым всегда. Еще важно иметь мечту. Я свои мечты превращаю в цели. Держу перед глазами и двигаюсь к ним.

Не можем не спросить накануне 8 Марта: какой самый необычный подарок вы делали девушке?

Оставлю это в тайне. Но, например, у мамы я всегда спрашиваю, что она хочет. Считаю, что дарить нужно эмоции: необычная подача сделает незабываемым любой сюрприз. А вообще для меня дикий стресс выбирать подарок, боюсь не угадать. Но есть действенный прием — спросить «Как думаешь, что я тебе купил к празднику?». Слушайте варианты, таинственно улыбайтесь и запоминайте.

Интервью: Полина Виноградова