С чего начинается Родина

С чего начинается Родина

Все мы помним эти строки — и в списке ответов, среди прочего, есть песня. Мы поговорили с художественным руководителем группы «Земляне» и владельцем холдинга «Русская Медиагруппа» Владимиром Киселёвым о том, что происходит сейчас с музыкальной индустрией в нашей стране и как она влияет на формирование общественного мнения.

Фотограф: Александр Мультиков

Как вы считаете, какие задачи должна сейчас выполнять музыкальная индустрия в нашей стране?
Знаете, есть очень облегченное отношение к рок-н‑роллу: люди иногда думают, что просто вышли на сцену патлатые, поиграли на гитаре. А это мощное геополитическое оружие! Мы, музыканты, не можем воевать танками и пулеметами, но можем — гитарами. Если будет поддержка государства, если сформируется понимание, что это не патлатые с гитарами, а идеологическое оружие.
Есть же хорошая песня «Встанем», есть песни, которые пишут ребята прямо на фронтах — мы, безусловно, кое-что запускаем в эфир «Русского Радио». Но тут тоже очень тонкая ситуация: нельзя политизировать музыку, она должна быть правильной. Опять-таки вспомните романсы нашей эмиграции, там же нет красного знамени, там душа. Лучше дойдет до слушателя. Поэтому очень важный момент: нужно, чтобы музыку делали профессионалы. Ведь, скажем, «Траву у дома» нельзя назвать политической песней — а какой от нее эффект. «Земляне» выезжали на Донбасс: надо было видеть лица ребят, наших воинов, когда начинают играть «Поверь в мечту», «Траву у дома», даже двенадцатилетние подпевали. Эти хиты появились 45 лет назад, но дети их знают. Как сказал в недавнем интервью Дмитрий Пучков на вопрос о том, в чем секрет популярности группы «Земляне»: залог успеха хорошей музыки — попадание в нерв. Потому что эти песни душой писались. Большая гордость для нас — тот факт, что под «Путь домой» выходила из Афганистана наша армия. Я надеюсь, что под нее же выйдут наши воины и с Украины.
Раньше в отделе ЦК партии, в отделах Министерства культуры никого не волновало, о чем советская элита говорила на кухне. Ведь когда они снимали «Ивана Грозного», «Подвиг разведчика», «Войну и мир», то получали команду отработать правильно и сделать идеологические фильмы — и делали. И там же не было никаких «хватай знамя». Картины получились настолько тонкие! Вот что важно.

Вы активно высказываете свою точку зрения по поводу участия артистов в поездках в новые субъекты нашей страны: ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. Почему?
Потому что для меня все это — не эпизод. Крымская весна — 20 дней мы выступали при подготовке к референдуму. Сейчас «Земляне» поехали на Донбасс, а также Елена Север, ЮрКисс и ВладиМир, Юля Барановская. Будут концерты Григория Лепса и еще ряда весьма уважаемых людей.
Мы сами оплачиваем дорогу, проезжаем по территории Донецкой и Луганской областей на своем транспорте, проходим все кордоны. Мы были первыми, кто выступил в Мелитополе после присвоения звания «Город воинской славы». Даже умудрились в Херсоне спеть, подвергались, к великому сожалению, большой опасности, по нам ракетами били.
И в то же время управления внутренней политики, социальных проектов или Министерство культуры в Новосибирске, Омске, Красноярске анонсируют флешмобы и концерты, и я задаюсь вопросом: «А чем это помогает бойцам там, на линии Донецко-Луганского соприкосновения?» Если эти люди, проводя автомобильные флешмобы, хотят помочь, так путь поработают таксистами неделю и купят на выручку бронежилеты. И отошлют туда. А так — в чем помощь? И артисты, которые выступают на концертах за 3000 километров от линии соприкосновения, — кто они? Назовите мне имена. Почему они на сцене? Лишь потому, что правильно понимают задачу соприкосновения с тендерами и грантами?

Ваши жена и дети часто ездят в горячие точки с благотворительными и общественными мероприятиями. Не страшно отпускать?
Сказать, что не страшно, не могу, но я понимаю, что Лена и сыновья — взрослые люди и сами принимают такие решения.

Агитбригады в современном прочтении — какие они?
У нас великие предшественники, ведь первые агитбригады, фронтовые, вели Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов. Великие поэты — Александр Твардовский, Константин Симонов. Вот кто был для нас примером. И самая большая комплиментарность для меня в том, что мои дети, ЮрКисс и ВладиМир, выросли настоящими патриотами своей Родины.
Мы сами оплачиваем трейлеры благотворительной помощи, сами везем. ЮрКисс и ВладиМир закупали для военных оборудование, необходимые вещи. Елена Север посещала госпитали в Луганске, Донецке, передавала гуманитарную помощь для раненых. Группа «Земляне» после концерта на «Газпром Арене» в Петербурге, собравшего больше 50 тысяч человек, передала гонорар и все сборы за билеты больнице в Горловке.

Как вы думаете, почему одни ездят туда с концертами или идут добровольцами, а другие прячутся или вообще уезжают из страны?
К сожалению, я должен сослаться на великую фразу: не суди, да не судим будешь. У каждого из них своя проблема.
Фундаментальная ошибка — неумение наших представителей власти находить общий язык с большими артистами. С тяжелыми для общения, трудными для управления звездами. С теми, кто является лицом целых поколений, кого создавали не они, с теми, кто возник задолго до того, как нынешние руководители начали из себя что-то представлять. Ни Лев Лещенко, ни Алла Пугачёва, ни Валерий Леонтьев, ни Юрий Антонов, ни Кристина Орбакайте, ни Леонид Агутин не обязаны своим успехом нынешним руководителям культуры. Это артисты, которые созданы и вознеслись в советское время или сразу после него. Причем во многом при поддержке ЦК партии, отделов идеологии. К ним сейчас принято относиться иронично, но именно эти отделы воспитали таких артистов. Все они многое пережили, закалились, не столь восприимчивы к окрикам сверху. В отличие от моргенштернов, кридов и милохиных, которые сегодня называются популярными артистами.
Воспитывает элиту Министерство культуры. Очень важный момент: Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Александр Роднянский — кто их финансировал? Кто давал гранты? Министерство культуры! И сегодня оно начинает рассуждать и заявляет, что мы не должны уподобляться украинцам, вводить запреты — все флаги в гости к нам! Какие флаги? Радужные?
Почему, на мой взгляд, абсолютно ничтожных музыкантов привечают, почему их финансируют? Потому что с ними очень легко решать так называемые социальные обязательства, в народе называемые откатами, — эти люди управляемы.
И кто живет в большем позоре — те, кто уехал? Или те, кто здесь выступает за деньги? Вот Дмитрий Сергеевич Песков нашел прекрасные слова — «испуганные патриоты». А как по-другому могут эти люди? Как господин Газманов, будучи народным артистом России, может получать деньги за патриотические песни?
И про тех, кто отмалчивается. Когда надо было поехать в горячие точки, что произошло? При огромном количестве наших народных артистов, самопровозглашенных маэстро, композиторов, деятелей Совета по культуре при президенте — никто из них за год не озвучил свою гражданскую позицию. Карен Шахназаров и Никита Михалков стоят горой за кино, Эдгард и Аскольд Запашные горой за цирк, а кто у нас в Совете по культуре при президенте? Господин Крутой и господин Матвиенко. Один кичится заграничными апартаментами, да и, чего греха таить, является гражданином не совсем России, а второй набрал в рот воды и не говорит ни слова, и свою позицию ни один, ни другой до сих пор не высказали. И они являются людьми, которые должны представлять музыку в таком уважаемом совете.

Скажите, как стоит относиться к уехавшим известным артистам и музыкантам, ведь многих из них мы очень любили и ценили за творчество?
Важный момент: как говорит Министерство связи, уехали до 100 000 IT-сотрудников. Но это волнует в лучшем случае индустрию.
А тут уехали пять-шесть великих русских советских музыкантов — и преподносят как огромное потрясение для российского общества. Я вообще считаю, что в чем-то они более честные, чем те, которые остались. Потому что, к сожалению, последние за свои патриотические выступления берут деньги. И для меня это противоестественно.
Уехали Алла Пугачёва, Максим Галкин, еще кто-то — единицы, но резонанс огромный, и это, между прочим, укор нашим руководителям, ведь у них была миллионная паства, армия поклонников.
Есть у нас такие патриоты, что ездят только на концерты в Московской области и других «теплых» городах, выступая перед военнообязанными, в госпиталях, но — за деньги. При этом ни за одно мероприятие, которое делает «Русское Радио», наши агитбригады, наши артисты, они не получают ни рубля. Более того, я думаю, что если бы Григорию Лепсу, «Землянам», Юрию Киселёву, Елене Север предложили оплату, они бы просто обиделись.
Начинаются уже немыслимые разговоры — быть снисходительными к тем, кто уехал… Даже при всей нашей ментальности, русском духе и всепрощении мы должны помнить о том, в какие времена живем. Потому что если не сделаем выводов, все пойдет по второму кругу!

Песня «Трава у дома» вошла в саундтрек к ставшей суперпопулярной сейчас компьютерной игре Atomic Heart. Что вы думаете по этому поводу?
Приятно осознавать, что молодым поколениям нравятся оригинальные советские песни, уже ставшие классикой — и не только в России, но и по всему миру. Но существуют композиции, которые невозможно переделать лучше, чем они есть изначально. В Atomic Heart используется ремикс «Травы у дома», и мне уже многие написали, что оригинальная версия им больше по душе.

Владимир, ваша жена Елена Север как-то назвала вашу первую встречу кармической. Вы с ней согласны?
Безусловно, после 30 лет совместной жизни я убежден, что наша встреча продиктована высшими обстоятельствами — не может же такой период времени быть спонтанным. И что самое важное: ни я, ни Лена точно об этом не жалеем.