Каким получился спектакль «Тихий Дон» в Театре «Русская песня»
В Театре «Русская песня» поставили «Тихий Дон». Музыкальный спектакль по роману Михаила Шолохова длится почти четыре часа, но смотрится на одном дыхании.
«Тихий Дон» относится к тем книгам, которые сложнее всего поддаются воплощению на сцене и на экране, но очень привлекают режиссеров – как возможность сказать о чем-то важном именно сейчас посредством классики.
Есть в русской литературе книги, которые в любых обстоятельствах звучат актуально – это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Сложные и многослойные романы, перечитывая которые обнаруживаешь что-то новое про свою эпоху. Этот год подарил нам их новое прочтение – «Мастера и Маргариту» в кино и «Тихий Дон» на сцене.
Режиссер Дмитрий Петрунь создал историческое полотно, мастерски окрашенное в трагическую палитру начала XX века. На красно-кровавом фоне общей трагедии яркими пятнами нарисованы судьбы людей, влюбленных в жизнь и в друг друга, одинаково несчастных и по-своему счастливых. Жизнь казачьего хутора после революции стала самым ярким отражением всех масштабных потрясений, происходивших в стране.
«Тихий Дон» начинается как рассказ о любви, а завершается как эпос о смерти. Этот переход от камерности к размаху отлично передан в спектакле. Первый акт, скорее семейная драма, в которую вмешалась история, второй - торжество истории, без разбора переламывающей человеческие судьбы. Первые полтора зрители наблюдают, какой разной бывает любовь и какой хрупкой дружба, исторические потрясения обозначены лишь пунктиром на полях любовного романа. Актеры подобраны безупречно – все абсолютно шолоховские типажи, в первом составе - Гришку Мелехова играет Дмитрий Миллер, во втором - Марк Богатырев, и, нет сомнения, что для обоих актеров эта роль станет одной из лучших в карьере. Как сказал Дмитрий Миллер, «Этот образ – некая актерская вершина. Как Гамлет в английской драматургии. Тот же масштаб личности, такие же непреодолимые преграды и задачи встают на его пути». В роли Аксиньи – Татьяна Арнтгольц, она обладает той природной красотой героини Шолохова, которая расцветает от любви, и подпитываемая любовью, не вянет даже от трудных испытаний.
После первой части сложилось впечатление, что главный смысл романа ускользает на фоне сюжетных поворотов и бытовых подробностей. Но второй акт выплеснул на зрителя всю трагедию «Тихого Дона», все главные смыслы, заложенные в книге. История вынуждает быть жестоким, судьба требует нежности и доброты. И человеку постоянно приходится делать выбор между спасительным для жизни, но губительным для души компромиссом и спасительной для души, но опасной для жизни верности своим идеалам. На сцене разыгрывалась борьба внешняя – Первая мировая война сменялась Гражданской, и внутренняя – между честью и спасением. Шум самолетов прерывали казачьи песни — как будто жизнь снова оказалась сильнее смерти — терпи и живи, бойся, но действуй.
Надежда Бабкина в роли атаманши Христины Дмитровой бьет наотмашь своей сокрушительной энергией и особой силой, которой владеет только женщина, поет на разрыв души. Она здесь хозяйка, смелая, жесткая — может позволить себе все – и показать в своем театре такой спектакль, зрелищный, эффектный, многолюдный, где сама исполнила несколько сольных номеров во всю мощь своего голоса.
И страшно актуальный — страшно от того, что актуальный.
Текст: Полина Виноградова